Евгений Иванович Замятин родился 20 января 1884., г. в семье небогатого дворянина в местечке Лебедянь Тамбовской губернии. Он рос в атмосфере истинной дворянской культуры, домашнего уюта и воспитания. Замятин вспоминал, что в детстве его друзьями долгие годы были книги, а творчество Н.В. Гоголя захватило его ум и воображение уже в четыре года.
С отличием закончил Воронежскую гимназию. Продолжил образование в Санкт- Петербурге на кораблестроительном факультете Политехнического института. Студенческая жизнь пришлась на сложные годы. Одновременно с далекими путешествиями, которые позволяла студенческая практика, Замятин погрузился в революционную деятельность, невольно став свидетелем восстания на броненосце «Потемкин» в Одессе, вступает в ряды РСДРП.
В1908 году состоялся литературный дебют Замятина: публикуется рассказ «Один», во многом напомнивший читателям манеру Л. Андреева. В том же году Евгений Иванович получил звание морского инженера и оставлен на кафедре корабельной архитектуры. Истинный литературный успех и признание приходят вместе с публикацией повести «Уездное» в 1912 году. Автор получает положительные отклики от Ремизова А.М., Горького А.М., Пильняка Б.А. Детское увлечение Гоголем проявились в этой повести в полной мере. Сам писатель относит свое творчество к направлению неореализма. Повествование о пришибленном и одичавшем человеке, безжалостно правдиво описанной его жизни в темной и косной провинции с элементами гротеска ставят Замятина в первый ряд русских авторов.
Следующая повесть, «На куличках», за свою антивоенную по духу направленность привела к конфискации тиража журнала, в котором она была опубликована, а самого автора - на скамью подсудимых.
В 1916 году выходит первый сборник автора - «Уездное. Повести и рассказы», который и представлен в «Библиохронике». В сборник, кроме собственно повести «Уездное», вошли рассказы «Непутевый», «Чрево», «Старшина», «Кряжи» и еще одна повесть - «Алатырь». Все они выходили ранее в журналах с 1913 по 1915 год. После этой книги о Замятине заговорили как о «новом Гоголе».
В год выхода сборника морского инженера Евгения Замятина по основной его работе командируют в Англию для наблюдения за строительством судов, заказанных на заводах в Ньюкасле, Глазго. Там он принимал участие в строительстве пяти ледоколов, в том числе «Св. Александр Невский», «Святогор», затем ставшими знаменитыми ледоколами «Ленин» и «Красин».
Но литературные занятия не отошли на второй план, так как впечатления от жизни и быта Англии, технократического общества, другого уровня культуры дали пищу для размышлений и повлияли на дальнейшие поиски в творчестве писателя.
Известие о Февральской революции 1917 года Замятин воспринял с энтузиазмом, но смог вернуться в Россию лишь в сентябре того года. Он пытается разобраться в процессе литературной жизни первых революционных лет, отстаивает свою точку зрения, вступает в полемику с футуристами, высмеивает творчество пролеткультовцев. В Доме искусств писатель организовывает класс художественной прозы, из которого вскоре выделяется группа молодых писателей, получивших название «Серапионовы братья», куда вошли М. Зощенко, К. Федин, В. Иванов, В. Каверин, Н. Тихонов.
Замятин преподает в Политехническом институте, читает курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте, курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работает в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактирует несколько литературных журналов. При этом Евгений Иванович не скрывает своего иронично-скептического отношения ко «всяческим всемирным затеям», которыми изобилует новая идеология Советской России, одновременно разрушающая старую культуру и все признаки цивилизованной жизни. Со временем отношение Замятина к Октябрьской революции во многом будет перекликаться с горьковскими «Несвоевременными мыслями».
В 1919 году Евгения Ивановича арестовывают якобы по делу левых эссеров, но отпускают. Поездки писателя по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не укрепили в нем верного курса новой жизни, не заразили оптимизмом и верой в светлое будущее. Чуть позже в рассказах «Мамай» (1920 год) и «Пещера» (1921 год) Замятин позволит себе сравнить эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.
В 1922 году следует еще один арест в составе большой группы философов, историков. Писателя должны были выслать из России, формальной причиной для ареста стала публикация рассказа «Арапы». Снова месяц тюрьмы в ГПУ. Но вмешались друзья, приговор отменили, и он остался на Родине. Мнение о Замятине как о бунтаре, внутреннем эмигранте стало утверждаться и распространяться, и он сам не мог врать, принимать ошибочные мнения, поддерживать те веяния и направления в развитии литературы и общества, какие были ему чужды. Он, наоборот, высказывался открыто и честно. «Литературное раболепство, прислуживание и перекрашивание» ему чуждо, о чем сказано в его литературном манифесте «Я боюсь», статьях «Рай», «Новая русская проза», «О сегодняшнем и современном».
В это время Замятин отходит от редакторской и публицистической деятельности, погружается в мир театра. Изданы и поставлены пьесы «Блоха» по повести «Левша» Н.С. Лескова, трагикомедия «Общество звонарей» по мотивам собственной повести «Островитяне», трагедия «Атилла». Сотрудничество с Большим драматическим театром, Московским Художественным театром было плодотворным и важным для творчества писателя.
Наблюдениям Замятина над происходящими в обществе процессами, все укрепляющимися тоталитарными устремлениями этого общества суждено было воплотиться в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым. «Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми» - с этого начинается, пожалуй, самая известная повесть Замятина.
Главной идеей этой антиутопии провозглашалось глобальное переустройство мира, в основе которого должно быть «уничтожение в человеке души и чувства любви». Замятин выводит местом действия своего романа некое Единое Государство, изолированное от внешнего мира и возглавляемое Благодетелем. Главный герой романа занят воплощением идеи господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве описано как регламентированное и рациональное, жители этого идеального государства лишены права на личную жизнь, любовь сводится к строго регламентированному удовлетворению физиологической потребности.
Много сил потратил Замятин, чтобы опубликовать это произведение в СССР. Роман впервые увидел свет в английском переводе в 1924 году, затем - на чешском языке, после этого - во Франции, и только в 1928 году - на родине.
Но роман активно распространялся в рукописи, что дало возможность появления разного рода критики, в основном характеризовавшей роман как злобный и пасквильный, клеветнический и антисоциалистический. Однако, несмотря на это, роман стал первым в ряду европейских романов-антиутопий, заложил основные черты этого жанра. Гораздо позже будут опубликованы «Прекрасный новый мир» Олдоса Хаксли, «Звероферма» и «1984» Дж. Оруэлла.
После 1929 года Замятина перестают печатать. Роман «Мы» не дает покоя советской писательской среде. Д. Фурманов увидел в романе «злой памфлет» на страну коммунизма. Другие критики кричат о том, что Замятин скатился на путь обывателя, подрывает основы революционного сознания. В этом же году были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха», запрещена постановка его трагедии «Атилла», не была поставлена пьеса «Огни святого Доминика». В этом же году издательство «Федерация» приостанавливает выпуск собрания сочинений писателя.
Замятину ничего не остается в этот период травли и критики, как заявить о выходе из Союза писателей. Через пару лет, в окружении злобствующих и беснующихся критиков, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования на родине, писатель пишет письмо И.В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. В этом письме Евгений Иванович мотивирует свою просьбу тем, что для него, как для писателя, «смертным приговором является лишение возможности писать» и что у него «есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».
Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнуты его произведения, очевидны, а рассказ «Русь» (1923) - одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М. Горького он смог выехать во Францию. До конца жизни писатель сохранял советское гражданство, считал, что при первой же возможности он вернется в Россию. В 1934 году, будучи эмигрантом, - что беспрецедентно, - был вновь принят в Союз писателей по собственной просьбе, с одобрения Сталина. Чуть позже Евгений Иванович участвует в антифашистском Конгрессе в защиту культуры, материально помогает в меру своих возможностей оставшимся на родине знакомым, особенно А. Ахматовой, М. Булгакову, пишет киносценарии, в том числе по пьесе А. Горького «На дне» для фильма Ж. Ренуара, рассказы, очерки-воспоминания, рецензии. Он постоянно занимается пропагандой русской культуры и литературы, русского театра. Исторический роман «Бич Божий» - последние его произведение.
Он пристально наблюдает за всем, что происходит в России, тоска по Родине не оставляет его... Умер Замятин в Париже, в 1937 году, похоронен на парижском кладбище Тье.
На авантитуле - автограф автора орешковыми чернилами в правом нижнем углу: «Другу Якову / Эндо-Гребенщикову / Евг Замятин / 30 -1 -1916». Гребенщиков Яков Петрович (1887-1935), библиотековед, библиограф, библиофил, член Общества библиотековедения, в 1921-1930 гг. сотрудник Публичной библиотеки в Ленинграде (Российская национальная библиотека).