Электрическая курица (1927 год) Метрополитен (1936 год) Живой снежок (1967 год)
Елизавета Тараховская
Среди целой плеяды безусловно талантливых детских поэтов и писателей советского периода первой половины XX в., таких как Софья Федорченко (1888-1959), Натан Венгров (1894-1962), Лев Квитко (1890-1952) Даниил Хармс (19051942) или Юрий Владимиров (1909-1931), имя Елизаветы Яковлевны Тараховской (1891-1968) занимает значительное место.
Блестяще образованная в дореволюционное время (золотая медаль Мариинской гимназии, Бестужевские курсы), она в стихах и пьесах разговаривала с детьми на их языке (вспомним многозначительную маршаковскую реплику: «Для детей нужно писать так, как для взрослых, только - лучше!»).
В своих многочисленных произведениях она заставляла детей познавать («Метрополитен», «Сказка про живую воду»), смеяться («Лентяй» - пьеса для школьного самодеятельного театра кукол, 1937) и отличать добро от его противоположности (пьеса-сказка «По щучьему велению», поставленная впервые в 1936 г. театром кукол С. В. Образцова и идущая поныне на многочисленных российских и зарубежных подмостках). В пьесе по сути соединены четыре русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна-Несмеяна», «Плясовая гармонь» и «Емеля-дурачок». Именно на основе этого произведения режиссер А. Роу (1906-1973) снял в 1938 г. знаменитый одноименный фильм.
Перед нами хорошие и добрые стихотворения много писавшего для детей автора. В 1920-1930-е гг. в издательствах «Радуга», Г. Ф. Мириманова, ГИЗе выходили ее книги «Бей в барабан!», «Радиобригада», «Новый дом», «Электрическая курица», «12 без пяти». В рязанском издательстве «Друзья детей» тиражом 10 тысяч экземпляров с иллюстрациями Юлия Ганфа (1898-1973) появилась книжка «О том, как приехал шоколад в Моссельпром», в 1932 г. в «Молодой гвардии» - «Амарэ - детский сад» с рисунками Нины Памятных (1903-1985).
В 1927 г. вышла книжка с кажущимся сейчас забавным названием «Электрическая курица», оформленная И.А. Французом (1896-1991), где детям младшего возраста объяснялось, что курочка Ряба - безнадежно устаревшая конструкция, а пользоваться в Советской России следует инкубатором. Главным героем книжки стал Максим - инвалид, пришедший с Первой мировой войны без ноги, но с двумя орденами за проявленную храбрость. Во время нахождения в германском плену он был отправлен работать на птичью ферму, где хозяева разводили кур, цыплят, гусей и индюков на продажу «целыми тысячами». Под каждую «электрическую курицу» подкладывали 150-200 яиц, используя устройство круглый год. Если, как зафиксировано в русских сказках, традиционная курочка Ряба может снести неизвестно что, например, «яйцо непростое, а золотое», а потом мышка возьмет и, махнув хвостиком, разобъет его, разрушив все плановое социалистическое хозяйство, то у электрической курицы «все яйца цельненькие, как на подбор». Полученный практический опыт Максим перенес к себе в деревню
и рассказал о результатах соседским ребятам- активистам. «Агитация для юннатов» вышла на девяти страничках тетрадки в серии «Дешевая библиотечка для детей» и стоила 5 копеек. Актуальную тему подхватил в 1931 г. Е. Чарушин (1901—1965) в своем «Цыплячем городе», который располагается уже не в глухой деревне, а под самой Москвой - «там куры да петухи живут, а цыплят там двадцать пять тысяч! Как запоют в этом городе петухи - в Москве слышно».
Несколько изданий с 1933 г. выдержала книжка «Метрополитен». Столица мирового пролетариата постоянно расширялась и, в соответствии с политическими веяниями, требовала «генеральной реконструкции»: никаких старорежимных доходных домов, частных усадеб, дворянских собраний, хаоса московских кривоколенных переулков, тупиков и улочек в шесть домов - в социалистическом городе гиганте машиностроительной и электротехнической промышленности живут рабочие люди в специально построенных образцовых домах, а место применения их умений - заводы.
Нового запланировали много: проспекты, площади, мосты, набережные, конечно, фантастический Дворец Советов, который до основания должен был разрушить «купеческую столицу», но, на радость жителям, остался в журналах, проектах и роскошных изданиях. Обустроить, организовать повседневную жизнь и досуг граждан в «новой Москве» должны помочь рабочие клубы, фабрики-кухни, ясли и школы; от засухи (столица требует «каждый день шестьдесят миллионов ведер воды») спасет горожан канал Москва-Волга им. И. В. Сталина и бесплатный труд заключенных Дмитровлага.
«Порт пяти морей» не может довольствоваться трамвайным сообщением и существовать без подземной электрической железной дороги, о которой тоже нужно писать. Первое издание «Метрополитена» вышло с обложкой и рисунками Андрея Брея (1902-1979). Позднее автор отредактировала состав сборника. Например, во втором издании (1936) без внимания не остался Лазарь Каганович (1893-1991), руководивший строительством метро. В третьем издании школьникам рассказывалось о станции «Дворец Советов». Дети узнавали о подземном сталинском городе и из других изданий: в 1936 г. вышла книга «Метро» со статьей писателя Льва Кассиля (1905-1970) и рисунками Бориса Зенкевича (1888-1972).
Вышедший в 1967 г. сборник «Живой снежок» - одна из последних книг автора. Это сборник стихотворений, предназначенный для чтения самым маленьким. Книга открывается живописной картиной подмосковной зимы: на обложке художник В. Гальдяев (р. 1938) изобразил снегиря, сидящего на ветке, запорошенной снегом, позади виднеется вечерний город. Москва 1960-х гг. - это в основном многоквартирные дома, где жильцы приходят с работы, включают свет и занимаются привычными делами. За окном - вьюга, но в «своем» доме тепло, топится печь, и входная дверь надежно утеплена войлоком. Сидеть без дела скучно, поэтому ребятишки, надев фуфайки, ватники и платки, бегут играть на улицу, пока их не позовут на ужин. «Живой снежок» - это снегирь, однажды зимой залетевший в форточку из сада. Ведется повествование от имени маленького мальчика (художник, правда, изобразил девочку с бантиком на голове), сначала слегка испугавшегося, когда в темноте, в пургу кто-то стукнул в окно, но вскоре выяснилось, что непрошеный гость - птица.
«Сел он к маме на плечо -
Запушенный, белый.
Догадались мы, о чем
Песенку запел он:
“Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!”»
Писательница сотрудничала с журналом «Дружные ребята». В январе 1941 г. номер открылся ее стихотворением «В мастерской». Среди более поздних книг поэтессы следует отметить «Сказку про живую воду» (1953), «Посмотрим выставку» (1957), «Луну и лентяя» (1960) и «Чайку» (1965), посвященную первой женщине-космонавту В. Н. Терешковой (р. 1937).
Писала Елизавета Яковлевна и книги вполне «взрослого» содержания - «Скрипичный ключ» (1957), «Птица» (1965).
Как поэт Елизавета Яковлевна работала до своих последних дней, даже когда практически ослепла.
В жизни она была исключительно добрым, отзычивым и общительным человеком. Дружила с множеством интересных людей, включая, разумеется, «собратьев по цеху». Особые отношения связывали ее с вдовой поэта Максимилиана Волошина - Марией Степановной Заболоцкой (1887-1976), у которой она постоянно гостила в Коктебеле (Крым) в последние годы.
Елизавете Тараховской посвящали множество лирических и «любовных» стихотворений.
Популярный в 1950-1960-е гг. поэт Всеволод Азаров на своей книге «Крутая волна» (1959), подаренной поэтессе, написал (публикуется впервые):
«Во сне и наяву всегда со мною
Веселой юности высокая вода.
О если б окунуться с головою,
Доплыть, с тобой остаться навсегда.
...Тогда не знал, теперь я понимаю
Стремленье давней юности моей,
Когда внезапный ветер настигает
Меня и гонит вдаль моих путей.
Он говорит: за поворотом море,
Уже не в сновиденье - наяву...
Ты видел смерть, тебя хлестало горе,
Теперь войди в живую синеву.
В бескрайнем небе отпылали грозы.
Тот ценит радость, кто изведал боль.
И на глазах, как будто в детстве, слезы
И на губах, как в молодости, соль.
Грозному сатирику и милому лирику Елизавете Яковлевне Тараховской, у самого Черного моря, нам с Вами одинаково родного. 31/V 1960 Всеволод Азаров».
Тараховская, Елизавета Яковлевна (1891-1968)
Электрическая курица. Оформл. И. А. Француза. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. [12] с., ил. 15x11,5 см.
Метрополитен. Оформл. М. Серегина, Н. Исаевой, фотогр. М. Прехнера. М.; Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. 17,5х22,5 см.
Живой снежок. Стихи / Рис. В. Гальдяева. М.: Детская литература, 1967. 16 с., ил. 28,1х21,2 см.