Книга царств
Алексей и Сергей Венгеровы взглянули на историю России сквозь призму книжной культуры.
КНИГА со сказочным названием «В некотором царстве...» получилась и в самом деле волшебно красивой — темно-синий кожаный переплет с тиснением, прекрасная полиграфия, редкие гравюры и иллюстрации, от которых захватывает дух. Готовый музейный экспонат. Тем более что купить эту книгу нельзя—она вышла в количестве 500 экземпляров, и, как обозначено на второй странице, «не для продажи».
Магический кристалл, сквозь который различима история России, может быть любым. История архитектуры ли, моды, кино — все выдаст нам происходившее в стране, в умах и сердцах ее граждан. В издании, составленном доктором технических наук, а по совместительству коллекционером и собирателем книжных редкостей Алексеем Венгеровым и его сыном Сергеем, этим магическим кристаллом стала книга. Сквозь ее меняющийся из века в век облик, .сквозь рассказ об издателях, авторах, переплетчиках и владельцах вошедших сюда изданий рассматриваются метаморфозы русской истории.
Составители дали своему труду очень точный и емкий подзаголовок «Библиохроника». По сути «В некотором царстве...» — это история русской книжности, данная в лицах, точнее в книгах. Принцип отбора очень прост — самые значимые, что называется, «статусные» издания, выходившие в период с XVI по XX век. В конце «царства» дается и три путеводителя по нему — алфавитные указатели: кроме именного, есть здесь указатели названий и изданий.
Один из первых «книжных портретов», представленных в «Библиохронике», вполне ожидаемо посвящен первой датированной русской книге — богослужебному «Апостолу».В 1564году книгу издали первопечатники Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. А спустя год оба вынуждены были бежать из Москвы из-за обвинений в ереси: книгопечатание было слишком странным и необычным для еще не освободившегося от косности консервативного русского сознания. Но благодаря Федорову печатное дело сдвинулось на Руси с мертвой точки и вскоре пошло «без помех бесперебойно, как непрерывная ветвь».
Плоды на этой ветви росли и множились — в «Библиохронике» представлены первые русские учебники—«Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого, первый систематический свод российских законов—«Уложение» царя Алексея Михайловича, великолепный том «Символы и Емблемата», изданный по указанию Петра в Амстердаме, переживший несколько переизданий и хранившийся во многих дворянских семьях—на радость детям, которые обожали рассматривать «картинки» этой книги, — эпизод, запечатленный в литературе XIX века.
Развитие литературы в «Библиохронике», разумеется, представлено тоже. Здесь запечатлено явление первого русского поэта — выход Юношеской поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» в издании Греча в 1820 году. А рядом и другое, очень редкое издание поэмы, выпущенное в 1922 году в Мюнхене на немецком языке, в оформлении замечательного художника Василия Масютина. Растревоженная Пушкиным отечественная литература одаривала читателей все новыми именами и книгами. Впрочем, в заповедное царство «Библиохроники» попали не только первый стихотворный сборник Марины Цветаевой «Вечерний альбом» с автографами, «Скверный анекдот» Достоевского с иллюстрациями Юрия Анненкова, но и записная книжка Николая II, оказавшаяся здесь благодаря изысканному кожаному переплету — с тиснением и золотым обозначением на корешке.
Времена менялись, царствование Николая II подходило к концу, а вместе с ним завершалась и целая эпоха отечественного книгоиздания. Осенью 1918 года вышло одно из последних «архибуржуазных» изданий — фривольная «Книга Маркизы», включающая отрывки из Вольтера, Парни, Шодерло де Лакло, оформленная художником Константином Сомовым. В восьмистах экземплярах его красочные картинки были вольны, но пристойны, зато в пятидесяти дополнительных экземплярах все герои изображались уже без «фиговых листков». От неприятностей издателей спасло только то, что книга начала печататься еще до того, как издательство было национализировано.
Поступь истории становилась все жестче, начались гонения не только на людей, но и на книги. Альбом «Памяти погибших вождей», выпущенный в 1927 году и посвященный революционерам, не дожившим до 10-летия Октябрьской революции, через несколько лет попал в Спецхран, большая часть тиража была уничтожена, так как многие мемуаристы были расстреляны как враги народа. Похожая участь постигала не только отдельные издания, но и бесценные книжные собрания - в конце «Библиохроники» воспроизводится «синодик» известного собирателя и библиографа Сергея Минцлова, перечисляющего уничтоженные российские собрания и библиотеки.
Вместе с тем некоторые наши соотечественники шли ради книги на самопожертвование — Алексей и Сергей Венгеровы напоминают в предисловии, что в блокадном Ленинграде, например, российский интеллигент совершал повседневный подвиг — он сохранял книгу. И все же «самую читающую» в мире нацию очень быстро отучили видеть в книге полноценный субъект культуры. В 1970-е годы настала многим памятная «макулатурная» эпоха, когда ради «Королевы Марго» и «Графа Монте-Кристо» советские граждане сдавали в приемные пункты ненужных «Брокгауза и Евфрона», собрания сочинений авторов прошлого века, предварительно отрывая от них кожаные переплеты с золотым тиснением. Но и в годы перестройки, когда книжный рынок стал наполняться, вновь было не до переплетов и оформительского мастерства. Лишь сегодня ситуация может, наконец, измениться в лучшую сторону.
Выход «Библиохроники» воспринимается как предвестие этих перемен.
Своим внешним видом, своим бережным отношением к книге й ее истории она напоминает совсем простую истину, почти стершуюся из сознания современного потребителя покетбуков на газетной бумаге: книга — это не только текст, это еще и осязаемый памятник культуры, внешний облик которого не менее информативен и поучителен, чем его содержание.
И потому на последней странице этого издания, посвященного раритетам, как раз перед алфавитными указателями должен бы помещаться «автопортрет» — краткий рассказ о чудесной книге «В некотором царстве...», в синем кожаном переплете с тиснением и великолепной полиграфией.
Майя Кучерская, "Российская газета", 8 мая 2004 г., №95 (3472)