Проект, ставший жанром
За все время существования книгопечатания и книгоиздания на Руси такой попытки еще не было. Такой историю собственной страны мы еще не знали. И не видели.
Когда все десять вышедших на сегодняшний день томов этого, в полном смысле слова уникального, издания выстроены в ряд и смотрят на тебя своими корешками, уже одно это производит мощное впечатление. Это надо видеть! Более того — трогать руками! Цельнокожаные массивные переплеты, энциклопедический формат, сериальное блинтовое (бескрасочное рельефное) тиснение, суперобложки, иллюстрированные форзацы, специально подобранная бумага, роскошные иллюстрации, комфортный для глаза шрифт, ляссе (тесемочка-закладка) в цветах российского флага... Это — «Библиохроника». Сказать, что перед нами новая книжная серия, новый издательский проект — не ошибешься, это абсолютно верно. Но этого абсолютно недостаточно. Учтите к тому же, что это отнюдь не аннотированный многотомный справочник по русским книжным редкостям (хотя некоторые важные функции такого справочника тома «Библиохроники», несомненно, выполняют тоже). Перед нами — новый жанр. Через книги показать то, что происходило в российской истории, — это и есть библиохроника как новый род литературы. За все время существования книгопечатания и книгоиздания на Руси такой попытки еще не было.
Вот как определяет метод нового жанра руководитель проекта «Библиохроника» доктор технических наук, профессор, известный собиратель антикварной и букинистической русской книги Алексей Венгеров: «В течение без малого 15 лет создавался проект жизнеописания России в жанре «Библиохроники». Что это такое? Авторы-составители использовали уже опубликованные в России и за рубежом издания, так или иначе, в самых различных аспектах отражавшие жизнь населения, страны в целом, отношения России с другими государствами. На протяжении почти пятисот лет, формально с 1550 года до начала XXI века. Сама идея выпуска томов, основанных на использовании индивидуального книжного фонда (личная библиотека), родилась еще в 1991 году. Тома должны были быть выполнены в виде хронологического ряда, так как, по убеждению авторов, «хронология — сама по себе оружие» (не исключено — обоюдоострое!)».
Осенью 2015 года вышел из печати десятый, последний на сегодняшний день, том в этом библиохронологическом ряду. Поэтому логично привести всю библиографию.
Началась «Библиохроника» серией из трех книг под общим названием «В некотором царстве...»:
Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Алексей Невский, Вера Невская. В некотором царстве... Библиохроника. 1550-1975 гг. Книга первая. — М.: Русский раритет, 2004. — 412 с;
Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Алексей Невский, Вера Невская. В некотором царстве... Библиохроника. 1647-1977 гг. Книга вторая. — М.: Русский раритет, 2006. - 450 с;
Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Алексей Невский, Вера Невская. В некотором царстве... Библиохроника. 1725-1980 гг. Книга третья. — М.: Русский раритет, 2010.-494 с.
Вторая часть проекта «Библиохроника» — «Здесь, под небом своим...» — впечатляет не меньше:
Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Алексей Невский, Вера Невская. Здесь, под небом своим... Выпуск первый: Отечественная война 1812 года. Библиохроника. 1789-1985 гг. — М: Русский раритет, 2012. - 698 с;
Елена Горская, Алексей Венгеров, Сергей Венгеров. Здесь, под небом своим... Выпуск второй: Города и веси. Библиохроника. 1718-2004 гг. — М.: Русский раритет, 2013. — 436 с;
Мария Богданович, Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Ирина Насонова, Мария Чапкина. Здесь, под небом своим... Выпуск третий: Прекрасная пора. Библиохроника. 1737-1998 гг. — М.: Русский раритет, 2013. — 536 с.
Мария Богданович, Андрей Ваганов, Алексей Венгеров, Сергей Венгеров. Здесь, под небом своим... Выпуск четвертый: Непредсказуемая память. («Памятные книжки») 1828-1917 гг. - М.: 2015. - 423 с. (об этой, последней, мы и говорим сегодня, уважаемый читатель).
Наконец, еще одна часть проекта «Библиохроника» — «Между нами... Entre nous...».Tpи тома-билингвы — франко-русский, немецко-русский и англо-русский:
Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Вера Невская, Алексей Невский. Библиохроника. 1700-1985 гг. Между нами... Entre nous... Выпуск первый (франко-русский). — М.: Русский раритет, 2014. — 447 с;
Мария Богданович, Андрей Ваганов, Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Елена Горская, Ирина Насонова, Алексей Невский, Вера Невская. Библиохроника. 1550-1977. Между нами... Entre nous... • Выпуск второй (немецко-русский). — М.: Русский раритет, 2015. — 511 с;
Мария Богданович, Андрей Ваганов, Алексей Венгеров, Сергей Венгеров, Елена Горская, Алексей Невский, Вера Невская, Мария Чапкина. Библиохроника. 1647-1990. Между нами... Entre nous... Выпуск третий (англо-русский). — М.: Русский раритет, 2015. — 543 с.
«Разумеется, и это необходимо подчеркнуть здесь, в каждом отдельном случае и речи быть не может о серьезном научном исследовании исторического, литературоведческого, книговедческого и даже библиографического характера, — замечает Алексей Венгеров. — Занимательность и доступность — вот основные цели авторов. Это в чистом виде просветительский проект. Привлечь внимание не только и не столько к информационному и содержательному аспектам выбранного артефакта, той или иной книги, сколько к судьбе его создателей в неразрывной их связи с судьбою России».
И тут надо сказать, что в двуязычной группе выпусков серии «Между нами...Entre nous...» авторы и издатели использовали не совсем обычный прием привлечения внимания читателя.
Во всех десяти выпусках «Библиохроники» иллюстративный материал был вполне конкурирующей частью повествования (даже заядлые профессионалы и книжники, по большей части, воспринимают книгу в своей памяти по виду переплета, тиснения на корешке, формату и другим внешним атрибутам). В двуязычных выпусках, в очерках на двух языках, непосредственно следующих друг за другом, иллюстративный ряд не повторяется. Тем самым резко усиливая впечатление от прочитанного.
Общее число состоявшихся (изданных на сегодня) за период 2004-2015 гг. выпусков —10. Много это или мало?
«Безусловно, бесконечно мало по отношению к открывающимся возможностям... Вполне достаточно, если учитывать, что все десять выпусков играют роль соответствующего напутствия к предстоящим работам подобного типа», — уверен Алексей Венгеров. Собственно, это и превращает проект в жанр — возможность воспроизводства.
Андрей Ваганов, "Дилетант", ноябрь 2015