Год рождения Владимира Войновича в Джумхурии Советии Сосиалистии Тоджи- кистон (так в 1929-1938 гг. называлась Республика Таджикистан, вошедшая в Советский Союз в 1929 г.) оказался богатым на мирные договоры - между СССР и Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией. В этом же году был организован Союз писателей СССР, сыгравший такую большую роль в жизни многих выдающихся представителей СССР.
Владимир Войнович родился 26 сентября 1932 г. В 1937 г. его отца, Николая Павловича Войновича (1905-1987), ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента», арестовали. Семья срочно переехала из Сталинабада (ныне Душанбе) в Запорожье.
С 11 лет Володя работал пастухом, после окончания ремесленного училища - столяром на стройке. Служил в армии, окончил вечернюю школу. После того, как его дважды не приняли в Литературный институт (1956, 1957), он поступил в Московский педагогический. Отсюда, по комсомольской путевке, со второго курса уехал в Казахстан.
Популярность к Войновичу пришла рано и по вполне официальным каналам. Его «визитной карточкой» стала «Песня космонавтов», сочиненная в 1960 г. во время работы на Всесоюзном радио. Положенная на музыку известного эстрадного композитора О.Б. Фельцмана, песня пользовалась особенным, «космическим» успехом. По воспоминаниям современников, ее даже пел лично Н.С. Хрущев во время митинга на Красной площади.
В период «второй оттепели» 1960-х гг. Владимир Войнович, вместе со многими другими до того запрещенными литераторами, начал печататься в «Новом мире». Главный редактор А.Т. Твардовский стремился сделать журнал флагманом «искренней» литературы. Рядом с произведениями Войновича стояли проза и стихи Бориса Можаева, Виктора Афанасьева и др.
Первой была опубликована повесть «Мы здесь живем» (1961), позволившая молодому писателю вступить в следующем году в Союз писателей. Талант В. Войновича оценили И. Эренбург, В. Гроссман, С. Маршак и другие известные литераторы. В то же время представитель «четвертого поколения» советской литературы, порожденный «оттепелью» шестидесятых, вызывал осуждение. Протест против сталинизма и тоталитаризма, творческие поиски требовали от публичного человека смелости и принципиальности. Сами за себя говорят названия ранних работ - «Мы здесь живем», «Хочу быть честным» (первоначальное название «Кем я мог бы стать», 1963).
Давно и успешно отрепетированная операция по гноблению молодого таланта началась в газетах. В «Известиях» появилась статья под названием «Точка и кочка зрения», в «Труде» - «Это фальшь», в «Строительной газете» - «Литератор с квачом». Первая опала носила предупредительный характер и давала возможность вернуться на путь истинный.
Но... Владимир Войнович выступил с петициями в защиту А. Синявского, Ю. Даниэля, А. Гинзбурга, Ю. Галанскова, позже - против преследования А. Солженицына и А. Сахарова.
Задуманный еще в 1958 г. роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войнович начал писать в 1963 г. и даже заключил договор с «Новым миром» на его публикацию. Как вспоминает сам писатель, «в заявке немного схитрил, сообщив, что собираюсь написать роман о простом солдате, герое войны, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Впрочем, хитрил, но не врал. Сюжет именно таким был задуман, а что образ солдата получится у меня не вполне совпадающим с хрестоматийно-советским, это я никому не обязан был сообщать. Если бы я с самого начала сказал, что это будет нелепый, маленький, кривоногий и лопоухий солдат, не видать бы мне этого договора».
Первую часть романа, законченную в 1967 г., он показал А. Твардовскому - и неоконченный роман был отвергнут.
В 1968 г., незадолго до вторжения советских войск в Чехословакию, состоялся закрытый Пленум ЦК КПСС по идеологическим вопросам, где обсуждались «произведения литературы и искусства и другие произведения». В результате Владимир Войнович как подписант попал в черный список, его «прежние вещи не печатались, сценарии были отвергнуты, пьесы сняты с постановки, а редакциям было дано указание не давать... никакой работы, включая такую скромную, как внутреннее рецензирование “самотека”».
В 1972 г. в Политиздате в серии «Пламенные революционеры» вышла повесть «Степень доверия» о Вере Фигнер. Но уже в 1969 г. во Франкфурте-на-Майне начали печать «Чонкина» (роман опубликован целиком в Париже в 1975 г.). В Париже была напечатана и повесть «Путем взаимной переписки» (1973).
В 1974 г. терпение властей лопнуло - Войновича закономерно исключили из Союза писателей. И... одновременно его приняли во французский ПЕН-клуб. В мемуарах «Персональное дело» В. Войнович приводит «секретный» документ от 1975 г., подписанный председателем Комитета госбезопасности Ю. Андроповым «О намерении писателя В. Войновича создать в Москве отделение международного ПЕН-клуба». Таким образом, Войнович намерен противопоставить “отделение Пен-клуба” Союзу писателей СССР».
Это именно Войнович переснял в середине 1970-х чудом сохранившуюся у поэта Семена Липкина рукопись изъятого КГБ еще в 1961 году романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и передал на Запад. Долго считалось, что ни одного экземпляра больше не осталось. Но через двадцать лет после конфискации рукописи романа, он вдруг выходит на Западе. И через шестнадцать — после смерти автора. Литературовед Владимир Соловьев (США), справедливо считает этот поступок Войновича подвигом.
А 21 декабря 1980 г. Владимир Войнович выехал за границу по официальному приглашению Баварской Академии наук. В ФРГ его ждал указ о лишении гражданства СССР. Из «Персонального дела»: «... Советские власти лишение гражданства применяют как меру наказания чаще всего к деятелям искусства и литературы. Напомню, что этому наказанию были подвергнуты знаменитые на весь мир люди, которыми могла бы гордиться любая страна. К лишению гражданства эти люди, любящие свою Родину и свой народ, отнеслись с болью и негодованием. А иногда это повод для горьких шуток. Один из лишенных гражданства, которому завидуют другие, желающие быть лишенными, вырезал из газеты указ Президиума Верховного Совета СССР, заключил его в рамку и повесил на стену. И приходящим к нему гостям говорит:
- Читайте, завидуйте, я - НЕ гражданин Советского Союза».
С 1981 г. писатель жил в Мюнхене и США, активно выступая против советского режима и идеологии в фельетонах, на радио «Свобода». Часть этих материалов вошла в сборник «Антисоветский Советский Союз» (1985). В 1987 г. свет увидел роман-антиутопия «Москва 2042».
К выходу этой книжки в свет имеет непосредственное отношение и один из авторов настоящего выпуска «Библиохроники». Одно время он занимал должность генерального директора СП «Вся Москва» (в те годы СП - совместные предприятия - плодились как грибы.) А это СП было достаточно большим, т.е. серьезным: в его состав, с советской стороны, входило издательство «Московский рабочий» (идеологическая епархия Московского городского комитета КПСС) и немецкий холдинговый (его издательская часть) концерн Бертельсман. Со своей типографией «Maul Belser» в г. Нюрнберге (Бавария).
С книгой Владимира Николаевича пришлось преодолеть всевозможные и трудно-прогнозируемые «организационные трудности». Дважды генеральному директору СП пришлось обращаться в идеологический отдел МГК КПСС. Но все закончилось благополучно. Книга вышла. И читается по сей день. А неприятности - забыты.
После возвращения гражданства писатель вернулся на родину, что вдохновило его на создание нового гимна новой страны. Владимир Войнович принял участие в конкурсе, но его вариант, конечно, не был принят:
Распался навеки союз нерушимый,
Стоит на распутье великая Русь...
Но долго ли будет она неделимой
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни
хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма,
народ
Под флагом трехцветным с орлом
двухголовым
И гимном советским шагает
вразброд.
В 1993 г. Войнович выпустил документальную повесть «Дело № 34840» - детективную историю о покушении на писателя сотрудников КГБ (в 1994 г. - книжное издание). В 1995 г. - отчасти биографический роман «Замысел». За роман «Монументальная пропаганда» президент РФ Владимир Путин вручил в 2000 г. Владимиру Войновичу Государственную премию Российской Федерации.
31 марта 2001 г. Владимир Войнович вместе со многими другими писателями и артистами подписал письмо в защиту телекомпании НТВ: «Вот уже почти год крупнейшая в стране негосударственная общенациональная телекомпания НТВ... находится под беспрецедентным давлением. Для этого давления на них используется вся мощь правоохранительной системы. Почти год оно неуклонно усиливается, постепенно приобретая характер репрессий. Обыски, допросы, аресты, запугивания и публичная клевета стали уже рутинными обстоятельствами, в которых работают руководители и сотрудники компании, редакции и журналисты. <...> Политический подтекст этих преследований совершенно очевиден: подавление инакомыслия в стране. <...> Мы не сомневаемся, что политические последствия перехода НТВ под государственный контроль затронут всех. Весь мировой опыт - и особенно наш собственный, советский - подтверждает: приучив общество к молчанию, государство быстро входит во вкус. И этот вкус вскоре почувствует каждый - вне зависимости от отношения к бизнесу и политике».
Это письмо, как и многие другие, не спасло телекомпанию НТВ. А Владимир Войнович в 2002 г. получил премию им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя». Учрежденная в 1990 г. ассоциацией «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»), эта премия вручалась, в том числе, Фазилю Искандеру, Семену Липкину, Юнне Мориц. В 2010 г. Владимир Войнович выпустил «Автопортрет. Роман моей жизни».