Русская карикатура. Отечественная война (1912 год)
Василий Верещагин
По словам людей, знавших и ценивших одного из крупнейших библиофилов рубежа XIX и ХХ столетий Василия Андреевича Верещагина, тот являл собой тип русского аристократа европейского образца: с безукоризненными манерами, разносторонне образованного, умного, ироничного и приятного собеседника. А. Н. Бенуа, отзывавшийся о нём как об «утончённом петербуржце», которому были свойственны «глубокий европеизм» и «какая-то особая широта восприятия», вспоминал: «Как передать мою радость совершенно особенного порядка, когда я познакомился с этим милым и приятным человеком, сразу меня пленившим особенностью своего тона, своей изящной скромностью, грацией своего скептицизма и своим интересом ко всякого рода явлениям искусства».
Верещагин окончил Императорское училище правоведения, служил в Министерстве юстиции и Государственной канцелярии. В феврале 1900 года был назначен помощником статс-секретаря Государственного совета (среди членов Государственного совета его изобразил на известной картине И. Е. Репин). Действительный статский советник и камергер Двора Его Императорского Величества, гофмаршал, член Совета Академии художеств, он в 1903 году создал в Санкт-Петербурге первую российскую юридически оформленную библиофильскую организацию – Кружок любителей русских изящных изданий.
Занимаясь историей русской иллюстрированной книги (Верещагин – автор таких монументальных трудов, как «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий» (1898), «Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий» (1908) и др.), Василий Андреевич отдал дань одному из самых популярных и любимых в народе жанров изобразительного искусства – карикатуре. Им был подготовлен и издан трёхтомник, посвящённый выдающимся русским художникам-карикатуристам XIX века. В 1911 году вышла его книга о жизни и творчестве В. Ф. Тимма, год спустя – исследование о карикатуре эпохи Отечественной войны 1812 года, наконец, в 1913 году – монография об А. О. Орловском. В том «Русская карикатура. Отечественная война» вошли статьи Верещагина об Иване Ивановиче Теребенёве (1780–1815), Алексее Гавриловиче Венецианове (1780–1847) и Иване Алексеевиче Иванове (1779–1848).
Соглашаясь с необходимостью жанра политической карикатуры, с важностью её роли в пропагандистских баталиях, с её востребованностью у различных слоёв общества, Верещагин, эстет и ценитель изящного, не мог примириться со свойственными ей грубоватым юмором, некоторой примитивностью сюжетов, нацеленностью на «злобу дня», заставлявшую художников жертвовать качеством работы ради быстроты исполнения. Он писал: «Представляя образцы чисто народного юмора, теребенёвские, венециановские и ивановские “простовики”, как прежде называли все плохие и грубые гравюры, нравились современному им обществу и получили громадное распространение. Они, следовательно, отвечали его эстетическим потребностям… Политическая карикатура более чем какая-либо другая требует остроумия и наблюдательности, воображения и фантазии, живя и питаясь не столько действительностью, сколько неожиданными и смешными сопоставлениями. Она требует, кроме того, близкого участия в политической жизни и самостоятельного к ней отношения, которое вырабатывается лишь долгими годами политической свободы. Всеми этими свойствами наши мастера не обладали, а отчасти, и обладать не могли и вместо тонкой политической усмешки оставили нам грубый взрыв патриотического негодования. Бесспорно, что после великой трагедии Отечественной войны исключительной задачей карикатуры было возбуждение патриотических чувств. Несомненно и то, что выражение этих чувств в дыму патриотического фимиама должно было затуманить сознательное отношение к внешним событиям и личности врага. В воздухе, заражённом злобой и ненавистью, художественная сатира не могла не быть резка и неприятна. Но ни у одного из русских мастеров не хватило таланта, чтобы остаться в пределах юмора, хотя бы и резкого, не переходя в грубый шарж. Не хватило и той меткости смеха, того его могущества, который он приобретает, когда становится силой. Их смех не смешит, стрелы их сатиры не ранят. У Теребенёва, Венецианова, Иванова есть, тем не менее, одна великая заслуга. Произведения их знакомят нас с уровнем развития эпохи, её страстями и заблуждениями, негодованием и горем. Они дают верное выражение современного общественного настроения – живую страницу того незабвенного времени, которое грозило перевернуть все судьбы русского народа. Такое значение их творчества искупит во многом столь ощутительный в нём недостаток тонкой и восприимчивой иронии и изящного вкуса».
Каждому из трёх исследуемых автором художников посвящена отдельная статья с полным разбором его творчества в области карикатуры, книжной графики и иллюстрации. Героем первой и самой обширной из них является Иван Иванович Теребенёв, которого Верещагин считает родоначальником жанра политической карикатуры в России. О его недолгой, но яркой творческой судьбе автор говорит: «Теребенёв появляется перед нами, как скользящий по небу метеор, и также быстро исчезает, не успев даже дожить до конца той великой исторической эпохи, которой он посвятил свои силы. Первые известные графические произведения Теребенёва появились в феврале 1813 года. Это были карикатуры на французов, главным образом на Наполеона, рисованные и гравированные им самим офортом на меди, в контурах для раскраски и выпускавшиеся отдельными листами. Листы эти продавались в хорошей раскраске по 1,5–2 рубля за лист, а в плохой – гораздо дешевле и сразу же получили обширный сбыт во всех слоях общества, вызвав к тому же многочисленных и большей частью безымянных подражателей. Такому громадному успеху теребенёвские работы были обязаны не качеству рисунка, мало вообще тогда ценимому, не остроумию легенд, часто отличавшихся, напротив, его полным отсутствием… В охватившем тогда общество перекрёстном огне разнообразных чувств – негодования и злобы, страха и вражды – сатира должна была возбуждать ненависть, разжигать страсти и свою задачу исполнила блистательно. В этом кроется вся причина её успеха».
Как отмечает Верещагин, в русской карикатуре того времени, в частности у Теребенёва, можно проследить три темы. Первая – шаржи на Наполеона: «Наполеонова пляска», «Наполеон в бане», «Обратный путь, или Действие слабительного порошка». Эти листы Василий Андреевич рассматривает как свидетельствующие «о полном отсутствии в Теребенёве исторического смысла и критики, тонкого остроумия и изящного вкуса». Вторая тема – подвиги русских. Они «появлялись первоначально в описаниях в периодической прессе, преимущественно в “Сыне отечества”, в конце 1812 и начале 1813 годов и немедленно подхватывались летучими листками, преувеличившими, очевидно, геройство русских и унижавшими, насколько возможно, французов». Третья тема – бедственное положение французов во время их отступления. Верещагин указывает: «Превосходно выполнена сценка с полной подписью Теребенёва: “Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России”. Она изображает восемь военных в разных странных одеждах, верхом: кто на палочке, кто на трубе, кто на сабле, флаге или ружье. Вся эта сценка исполнена с большим юмором. Особенно хороша фигура скачущего впереди маршала. Он одет в полный генеральский мундир, который ловко облегает его остов. В каждом движении и жесте, в гордо откинутом назад корпусе, даже в выражении лица улавливается целый ряд индивидуальных оттенков – тот отпечаток, который налагают на человеческую личность климатические, общественные и другие условия бытовой жизни. Этот именно отпечаток, устанавливающий расовые особенности, уверенно подсказывает, что этот маршал непременно француз, и никто другой, что он, как и всякий его соотечественник, стремится быть или казаться весёлым даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, что он, наконец, доволен собою, своим театральным костюмом и жестом, шумихой окружающих его почестей. Полны живого комизма выражения, осанка, жесты остальных участвующих в сценке лиц. Все они, конечно, комедианты, но играют они человеческую комедию».
Алексей Гаврилович Венецианов пытался заниматься сатирической графикой ещё в 1808 году, когда начал издавать «Журнал карикатур». Верещагин пишет: «Попытка Венецианова не увенчалась успехом, и его “Журнал карикатур” был немедленно изъят из обращения… Участие Венецианова в карикатуре на эпоху Отечественной войны выразилось в выполнении им двадцати с лишним листов, выходивших одновременно с теребенёвскими. Некоторые из этих листов посвящены сатире политической, в других Венецианов наглядно проявляет своё определённое призвание к изучению и воспроизведению народного и общественного быта». Наиболее удачными кажутся исследователю бытовые карикатуры художника. По наблюдениям Верещагина, «Венецианов избрал предметом своей сатиры общее… рабское преклонение перед Западом, воплощённым тогда исключительно во французской культуре, и попытался осмеять всю безграничную пошлость этого живучего и до сих пор ещё свойства многих русских людей. В начале первой четверти XIX века всё родное было особенно не в моде... В листе “Французский парикмахер” Венецианов осмеивает распространившуюся благодаря французам распущенность нравов, представляя мужа, которому в присутствии жены и дочери французский парикмахер сделал причёску с высокими рогами в качестве “непеременяемого в Париже фасона”».
Что касается третьего карикатуриста – Ивана Алексеевича Иванова, – то Верещагину были известны пять его карикатур, относившихся к теме Отечественной войны. Однако, по мнению автора книги, эти работы достойны того, чтобы остаться запечатлёнными в анналах изобразительного искусства: «Заняв место в истории карикатуры скорее случайно не столько по количеству или достоинству работ, сколько потому, что он жил и трудился в знаменательную эпоху Отечественной войны, Иванов выказал незаурядные дарования иллюстратора… Замечательны его жанровые сценки в баснях Крылова и Хемницера: “Кот и повар”, “Ворона и курица” и др. Первая из этих сценок, изображающая повара, читающего нравоучения коту, по грациозности замысла и блеску исполнения может оспаривать первенство у всех произведений современной ему французской иллюстрации. Вторая представляет карикатуру на французов, жарящих ворон, и исполнена с таким тонким и неподдельным юмором, до которого, конечно, никогда на достигало ни одно произведение Теребенёва и Венецианова».
Издание сопровождалось тематическим каталогом гравюр художников, включавшим описания 255 работ Теребенёва, Венецианова и Иванова, посвящённых Отечественной войне, а также 172 листов на другие сюжеты: 6 – у Теребенёва, 41 – у Венецианова, 125 – у Иванова. О том, сколько труда вложил автор в своё исследование, позволяет судить справка, в которой Верещагин перечисляет использованные печатные источники и просмотренные государственные и частные коллекции: «Список карикатур на Отечественную войну и разных других листов Теребенёва, Венецианова и Иванова составлен, главным образом, по “Русским народным картинкам” и “Словарю русских гравёров” Д. А. Ровинского, а также по “Опыту каталога всем отдельным сочинениям об Отечественной войне 1812 года” И. П. Липранди. Он проверен мной в следующих собраниях: 1. Собрание государя императора в Царскосельском дворце, поднесённое Его Императорскому Величеству великим князем Николаем Михайловичем. Это собрание входило в коллекцию известного собирателя П. А. Ефремова и было приобретено великим князем при распродаже коллекции Ефремова после его смерти. 2. Собрание Императорской Публичной библиотеки, в которое вошли коллекции В. И. Даля, П. Л. Лаврова, М. П. Погодина. 3. Собрания Е. Н. Тевяшова, сенатора Е. Е. Рей- терна и В. И. Яковлева. Эта проверка вызвала необходимость дополнений и поправок, которые мною и произведены по мере сил и возможностей».
Исследование В. А. Верещагина о карикатуре Отечественной войны 1812 года стало первым серьёзным обобщающим трудом на эту тему. Не со всеми его выводами можно согласиться. Впрочем, автор сам прекрасно понимал предвзятость ряда своих оценок. Книга заканчивается словами, которые невозможно представить в любом другом научном исследовании такого уровня: «Быть может, наш вывод пристрастен. Быть может, он объясняется лишь тем, что артистическую деятельность наших мастеров… следовало бы изучать с энтузиазмом и пылом молодости, склонной видеть во всём том, что блестит, – золотой самородок, а не в сумерки жизни, когда безвозвратно утрачено её дорогое достояние – иллюзия». Несмотря на столь суровую авторецензию монография В. А. Верещагина о карикатуре Отечественной войны 1812 года была и остаётся одной из основополагающих работ по русской сатире эпохи наполеоновских войн.
Верещагин Василий Андреевич (1859–1931)
Русская карикатура. II. Отечественная война. Теребенёв, Венецианов, Иванов. Санкт-Петербург: [Типография «Сириус»], 1912. 1 л. – титул работы Е. Е. Лансере 180, [4] с. с иллюстрациями: 46 иллюстраций в тексте и 24 – вне текста (иллюстрации вне текста включены в общую пагинацию). В издательской печатной обложке работы А. Лео. Блок не обрезан. 29х20 см. Цена 5 рублей. На обороте титульного л. владельческая надпись синим карандашом: «Собрание Вячеслава Гавриловича Ульянинского. Москва, 1878–1916».
Ульянинский Вячеслав Гаврилович (1855–1928) – начальник Московского технического железнодорожного училища. Коллекционер эстампа. Имел библиотеку книг по искусству.