Search

Стихотворный человек

28 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Беседы о женских болезнях (1924,1925 годы)

Беседы о женских болезнях (1924,1925 годы)

Федор Российский

В XIX - начале XX в. врачи и исследователи всерьез озаботились женским здоровьем. В российских деревнях различные формы женских болезней принимали столь тяжелые формы, которые не встречались в городах. И большая их часть была связана с родами.

До революции женских консультаций не было вовсе, родильных коек ничтожно мало - всего 6500 и то лишь в крупных городах. Большинство рожали дома. К помощи акушерок прибегали только обеспеченные слои населения - остальные обращались к малограмотным повитухам. Даже в Москве в 1914 г. медицинской помощью при родах пользовалось меньше половины рожениц. Ситуация в деревнях, в которых практически отсутствовала врачебная помощь, была еще тяжелей.

Главную роль в сельском родовспоможении играли повитухи - врачи сходились во мнении, что они могут причинить непоправимый вред и роженице и ребенку. Так, в брошюре 1924 г. «Беседы о женских болезнях» доктор Российский описывает случай: «У Мироновой Дарьи начались родовые боли. <...> И вот бабки немытыми, грязными руками, которыми они только что убирали навоз и таскали помои, стали одна за другой лазить Дарье в низ, думая этим облегчить ей роды. Помучили они Дарью изрядно. Чтобы она не кричала, они засунули Дарье в рот косу, да давай таскать ее за ноги по полу, думая, что от этого она скорее разродится, а Дарья родила через полтора суток».

Многие повитухи облегчать страдания рожениц считали грехом: ведь в Священном Писании сказано, что человек должен мучиться и болеть. И правда, средства, которыми повитухи пытались помочь роженице разрешиться от бремени, скорее походили на пытки, чем на помощь.

Так, иногда повитухи пугали женщин криками: «Пожар, горим!», чтобы те поскорее родили, водили по избе до полной потери сил, пихали паклю или косы в рот, поили деревянным маслом. В трудных случаях рожениц подвешивали к потолку и встряхивали; парили в печи, а затем держали вниз головой. Естественно, что в таких случаях смертные исходы становились неизбежны.

К акушеркам и врачам крестьянки обращались крайне редко, и причин тому было несколько. Например, бедность – отсутствие лошади с подводой, на которой можно было бы отправить женщину в больницу за 30, а иногда и 50 верст.

Доктор А.С. Сергеевский в «Обзоре родовспомогательной деятельности по Моршанскому уезду за 1904-1909 гг.» признавал: «Сама жизнь крестьянки, вероятно, создала поговорку о том, что “баба где стоит, там и родит”. Горькая, обидная поговорка, но правды в ней много: поле, хлев, леса, выгон, железная дорога и тюрьма - где застанут русскую женщину роды, там она и разрешается от бремени».

При таких условиях естественными были различные послеродовые осложнения. Обращаться к врачу с женскими хворями большинство считало стыдным. Да к тому же при безразличии многих женщин к собственному здоровью, болезни обнаруживались, как правило, в хронической форме или на стадии обострения.

У повитух была еще одна задача - сделать все возможное для того, чтобы женщина поскорее вернулась к исполнению своих каждодневных обязанностей.

Бывший земский начальник из Тамбовской губернии А. Новиков, знавший крестьянский быт и положение в нем женщины, вспоминал: «Ни болезни, ни роды - ничто бабу не спасет. Если родила в рабочую пору, то на третий день иди вязать снопы. Можно ли после этого удивляться, что все они больны женскими болезнями».

Большая часть работ, выполняемых крестьянкой в поле или дома, была связана с поднятием тяжестей. Земский врач В.И. Никольский, обследовавший состояние половой сферы крестьянок Тамбовского уезда в 1885 г., писал о вреде полевой работы для женщины. О прополке он говорил как об особо вредной работе, ведь женщина тогда целый день ходит согнувшись в тазобедренных суставах под острым углом. А это приводит к изменению формы и положения матки, что в свою очередь вызывает более 16% всех женских заболеваний.

«Труд деревенской женщины в местностях, живущих сельским хозяйством, громаден; не меньше он и в губерниях с развитым отхожим промыслом, где за уходом мужчин женщины выполняют все сельские работы и все службы. Не говоря о страдной поре, даже осенью, зимой хозяйка вся в работе: поздно ночью и рано утром она прядет и ткет, носит на себе воду, часто издалека, по тяжелой дороге; стряпает по два раза в день, убирает скотину; месит квашню с двумя пудами ржаного теста, изнывает на холоде за мытьем толстого посконного белья. В центре России она таскает на себе трехпудовые мешки огурцов; в черноземных губерниях она стоит по пояс в ледяной воде, моя овец, которых стрижет на холоде; и все это выполняет беременная, со всеми невзгодами женского организма».

Женское здоровье во многом зависело и от демографической ситуации в деревне, если по каким-либо причинам нарушалось традиционное соотношение мужского и женского труда.

В результате непосильной работы у крестьянок часто случались выкидыши. Из 1059 опрошенных врачом П. Богдановым рожавших женщин у 195 в целом было 294 выкидыша. В Тамбовском уезде в 1897-1899 гг. на 2164 родовспоможений, которые произвели и учли медики, было 267 мертворожденных, 142 мнимоумерших и 187 выкидышей, т.е. 35% от числа детей, родившихся живыми.

Обычная биография крестьянки: «55 лет: 35 лет замужем, 24 беременности, 2 живых детей, 14 умерло, 8 выкидышей».

От надрывного труда, опасных условий родов, отсутствия всякой медицинской помощи молодые крестьянки наживали женские болезни, которые не давали в среднем возрасте выносить плод. В деревне же выкидыши объясняли всяческими прегрешениям матери: неверностью мужу, несоблюдением постов, нерадивостью в молитве, близостью с мужем в праздник.

Еще одной напастью для женского организма были венерические болезни, которые зачастую приносили из городов мужья- отходники.

Несоблюдение женщинами элементарных правил гигиены также становилось причиной заболеваний. Земские врачи замечали, что количество гинекологических больных увеличивалось в летнюю жару. Это было связано с несоблюдением женщинами элементарных правил гигиены и постоянным присутствием мужчин. Хотя необходимой чистоплотности не наблюдалась и зимой.

В таких условиях, при плохом питании женский организм быстро изнашивался и старел. «По вычислениям статистики, заболеваемость крестьянок в два раза превосходит заболеваемость мужчин, и главный процент заболеваний выпадает на те цветущие годы, когда женщина-мать должна жить полной жизнью; в годы зрелости (30-40 лет) эти бедствия разражаются усиленной смертностью женщин, вдвое превышающей смертность мужчин.

Предрассудки, отсутствие в деревне элементарных медицинских знаний, отсутствие надлежащего ухода за новорожденными - все это становилось следствием высокой детской смертности. Так, в Воронежской губернии в начале XX в. на 1000 родившихся умирало 503 ребенка.

С целью просвещения крестьянок в XX в. выпускались брошюры, в которых рассказывалось, как устроен женский организм, что для него опасно, как готовиться к беременности, как распознать болезнь и т.д. Созданная в 1918 г. государственная система здравоохранения наряду с другими вопросами занялась вопросами охраны материнства и детства, стали открываться родильные дома, женские консультации, законом предусматривалась широкая материальная помощь многодетным матерям, увеличение размера пособий на рождение ребенка.


Российский Фёдор Илиодорович (1886-1960). Беседы о женских болезнях: с 9 рис. 2-е изд., доп. Москва: Красная Новь: Главполитпросвет, 1924.47, [1] с.

Он же. Беседы о женских болезнях: с рис. 3-е изд., доп. Москва: Гос. изд-во, 1925.48 с.

Предыдущая статья Новая мораль и рабочий класс. I. Новая женщина. II. Любовь и новая мораль. III.Отношение между полами и классовая борьба (1919 год) Свободная любовь (1925 год)
Следующая статья В.И. Ленин о женщине (1925 год) Советская власть и положение женщины (1925 год)
Печать
852 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top