Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

В.И. Ленин о женщине (1925 год) Советская власть и положение женщины (1925 год)

В.И. Ленин о женщине (1925 год) Советская власть и положение женщины (1925 год)

«Законы, мораль, религия - все это для пролетария не более как буржуазные предрассудки... Коммунистическая революция самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого», - заявили К. Маркс и Ф. Энгельс в «Коммунистическом манифесте» 1848 г.

Спустя более чем полвека эту идею развил и воплотил в жизнь вождь мирового пролетариата В.И. Ленин (1870-1924). В речи на III Всероссийском съезде комсомола в октябре 1920 г. он постановил: «Всякую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем... Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы...»

Идея «классовой нравственности» воплощалась в жизнь с помощью манифестов и декретов. Так, в соответствии с Манифестом о ликвидации религии и семьи 18 (30) декабря 1917 г. вышел декрет о гражданской регистрации браков, разводов, рождений и смертей. Законным признавался только гражданский брак с максимально упрощенной процедурой заключения и расторжения. Одновременно проводилась пропаганда «свободной любви» и марксистского взгляда на брак как на буржуазный пережиток.

В 1918-1919 гг. в разных районах России издавались и проводились в жизнь декреты, объявлявшие женщин «всенародным достоянием». Декреты, отменявшие «частное право на владение женщинами», изданы в Саратове, Владимире, Екатеринодаре и других городах.

Например, в декрете Саратовского губернского совета народных комиссаров «об отмене частного владения женщинами» законный брак назван «продуктом того социального неравенства, которое с корнем должно быть вырвано в советской Республике». «До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуазии в борьбе с пролетариатом, благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуев, империалистов, и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода». Поэтому Саратовский губернский Совет народных комиссаров постановил, что с 1 января отменяется право постоянного владения женщинами в возрасте с 17 до 32 лет, но за бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право на внеочередное пользование своей женой; все женщины «изымаются из частного владения и объявляются достоянием всего трудового класса». Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов предоставлялось «заведывание распределением отчужденных женщин». Чтобы воспользоваться «экземпляром народного достояния», мужчина должен был «предоставить от рабоче-заводского комитета или профессионального союза удостоверение о своей принадлежности к трудовому классу».

Для решения естественно возникающих в результате «свободной любви» проблем в 1920 г. в РСФСР впервые в мире было разрешено искусственное прекращение беременности. Но так как дети все же рождались и отвлекали матерей от строительства коммунизма, появились новые прокламации. Например, в «Азбуке коммунизма» (1920) Н. Бухарин и Е. Преображенский объясняли, что «ребенок принадлежит обществу, в котором он родился, а не своим родителям».

Разлучение матери и ребенка стало государственной проблемой - слишком много рабочих рук было занято не тем, что требовалось партии и Ленину. Поэтому большевики занялись освобождением женщины из домашнего рабства: «Не ограничиваясь формальным равноправием женщин, партия стремится освободить их от материальных тягот устарелого домашнего хозяйства путем замены его домами-коммунами, общественными столовыми, центральными прачечными, яслями...» (программа РКП(б) от марта 1919 г.).

Тогда же В.И. Ленин писал, что «за два года Советская власть... сделала для освобождения женщины... столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещенные, «демократические» республики всего мира».

В 1925 г. тиражом 100 тысяч экземпляров в «Крестьянской ленинской библиотечке» вышла брошюра «В.И. Ленин о женщине». В издание вошли выдержки из трудов вождя пролетариата на тему «женской доли» и «женского освобождения»: «Нет свободы и равенства для женщин там, где трудящийся человек - все равно мужчина или женщина - бесправен, угнетен и работает на власть богатого тунеядца. Этот урок должны женщины вынести из этой книги».

Работница и крестьянка угнетены капитализмом и остаются в «домашнем рабстве», «домашними рабынями», задавленными «самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашнесемейного хозяйства».

Ленин указал на «неслыханно подлые, отвратительно-грязные, зверски-грубые законы о неравенстве женщин» в капиталистических странах. Это законы о брачном праве и разводе, неравенстве внебрачных детей, о привилегиях для мужчин. По мнению автора, «свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях».

Женская свобода напрямую зависит от массовой борьбы с мелким домашним хозяйством с последующей перестройкой его в крупное социалистическое хозяйство.

Так как женщина все же не может полноценно заменить мужчину на производстве, а значит быть ему равной, В.И. Ленин перечисляет те отрасли, где она могла бы трудиться. Например, в военных условиях это агитация в армии. Или в области продовольственной: по распределению продуктов и улучшению массового питания, развитию столовых. К «образцовым учреждениям» относятся и ясли, также призванные вызволить женщину из домашнего рабства. «Здесь именно на женщин более всего ложится эта работа по устройству всех этих учреждений».

Женщина может также участвовать в политике наравне с мужчинами: «Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Но мы... требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством... в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники».

Результаты освобождения женщин не замедлили себя ждать. В 1926 г. в обиход вошло новое понятие советской действительности «чубаровщина». В Чубаровском переулке в Петербурге банда изнасиловала двух женщин. Согласно показаниям обвиняемых и свидетелей во время процесса, новая советская молодежь руководствовалась следующим мнением: «Женщина - не человек, а всего лишь самка. Каждая женщина - девка, с которой можно обходиться как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» (Комсомольская правда. 18 декабря 1926 г.). Обвиняемые были уверены, что все комсомольцы живут так же, что это и есть советская норма. Один из обвиняемых утверждал, что изнасилования не было, дело происходило лишь без согласия женщин. В 1926 г. Московским судом рассматривалось (только в Москве) 547 случаев изнасилования, в 1927 - 726 случаев, в 1928 - 849.

«Мы можем теперь сказать с полной гордостью, без всякого преувеличения, - писал В.И. Ленин, - что, кроме Советской России, нет ни одной страны в мире, где было бы полное равноправие женщины и где бы женщина не была бы поставлена в унизительное положение, которое особенно чувствительно в повседневной, семейной жизни».


Владимир Ильич Ленин (1870-1924). В.И. Ленин о женщине. Москва; Ленинград: Московский рабочий, 1925.56 с. («Крестьянская ленинская библиотечка» подред. А.А. Дивильковского, И.Ф. Попова, В.Н. Соколова)

Он же. Советская власть и положение женщины. 2-е изд. Ленинград: Гос. изд-во, 1925.20 с. РАЗМЕР (Ленинская библиотека)

Previous Article Беседы о женских болезнях (1924,1925 годы)
Next Article Минувшие дни (1927,1928 годы). Фрейлина ее величества Анна Вырубова (1993 год)
Print
6481 Rate this article:
3.6

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top