Валаамский монастырь (1889 год)
Именуемый в прошлом Северным Афоном, одна из древнейших русских обителей, Валаамский монастырь стоял у истоков рождения русского православия, был духовным центром северо- западной Руси. На протяжении многих столетий игумены-просветители и иноки православной святыни строили здесь величественные храмы и строгие скиты, возделывали землю острова, создавали памятники письменности. В монастыре были собственный скрипторий (помещение для написания рукописей), библиотека, древлехранилище.
Расположился монастырь на пятидесяти островах озера Нево - так издревле звалась Ладога. В языческие времена на Валааме находились главные капища «скотьего бога» Велеса и «громовержца» Перуна, которым приносили жертвы жившие в окрестностях люди. Ведь и само название острова некоторые учёные производят от двух СЛОВ: «МО» - по-ижорски означает «земля» (финны называют остров - Валамо), и «Вал» (однокоренное слово с Ваал, Волос, Велес), то есть «земля Велеса».
Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибывши из Киева в Новгород, пройдя Днепр и Волхов, вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест - «и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».
Возникновение монастыря относится к первым временам христианства на Руси - кто относит его к временам княжны Ольги, кто ко времени правления князя Владимира. Но жизнь иноческая явилась там ещё раньше. Основателями монашества на острове считаются преподобный Сергий, валаамский чудотворец, и преемник его, св. Герман.
Спустя почти 900 лет после водружения креста апостолом Андреем, двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Но письменных источников, свидетельствующих о жизни и деяниях преподобных, не сохранилось. Но у митрополита киевского Илариона в его «Вселетнике» под 1050 годом сказано: «Се лето принесоша с Валаама в Новуград великий преподобных Сергия и Германа утретли раз». Получается, что в середине XI века уже в третий раз переносили мощи почитаемых святых. А в «Опыте древней и новой Летописи Валаамского монастыря» к сему прибавляется, что во имя святых Сергия и Германа ещё в глубокой древности был воздвигнут и монастырь. Изначально он назывался обителью св. Троицы, в последующее время стал известным под именем монастыря св. Спаса-Преображения.
Российские самодержцы жаловали монастырь различными льготными грамотами. Так, Иоанн Грозный освободил в 1578 году монастырских людей и крестьян от разных податей и повинностей и объявил их «подсудными только самому царю, или его дворецкому большого дворца и игумену». В 1583 году царь, чувствуя приближение кончины, прислал синодик для вечного поминовения «на Валаам», как написано Иоанном IV в начале рукописи. Не забывали государи и «удалять на покаяние» в монастырь неугодных или провинившихся дворян и бояр.
Расположенный на границе со Швецией, Валаамский монастырь подвергался постоянным разорениям и неоднократно сгорал дотла. Если к началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, то к концу века неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова. В 1611 году монастырь был полностью разрушен, а Валаамские земли на столетие отошли к Швеции. Спасшиеся монахи с иконами, ризами и монастырской казной перебрались в новгородские и псковские монастыри.
По окончании Северной войны монастырь вновь возродился. В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иринарха издал указ о восстановлении Валаамской обители: «на Ладожском озере, на Валаамском острове, строить вновь монастырь и в нём церковь Преображения Господня с приделами святых апостол Иоанна Богослова и Андрея Первозванного».
Императрица Елизавета Петровна также немало приложила усилий для восстановления монастыря, в особенности после пожара 1754 года. Но суровый климат Валаама, его студеные зимы многие иноки не выдерживали и уходили в другие монастыри. В 1785 году монастырские постройки представляли собой весьма печальную картину. «Местоположение монастыря красиво и, можно сказать, величественно, - писал академик Николай Озерецковский, побывавший на Валааме, - но монастырское строение ни мало ему не соответствует. Оно состоит из деревянной ограды, в которой церковь с колокольнею и монашеские хижинки также деревянные... Нынешние пустынники заслуживают иметь лучшую обитель».
Всем миром стали собирать «подаяние от доброхотных дателей». И к концу XVIII века в обители были построены зимняя церковь, 18-саженная колокольня, каменные кельи для иноков, дома для рабочих и странников. Императором Павлом I были пожалованы монастырю рыбные ловли, сенные покосы и мучная мельница, которые долгие годы составляли важнейший источник содержания монастыря. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов - колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов. К 1811 году все строения на острове были каменными. А в августе 1818 года обитель посетил император Александр I.
В XIX веке монастырь стал одним из богатейших и наиболее экономически развитых монастырей. Валаамские подвижники, желая превратить свою обитель в Новый Иерусалим, стали давать новозаветные названия различным местам острова - Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
В 1850 году поэт Фёдор Тютчев вместе со своей «блаженно-роковой» любовью Е. Денисьевой и старшей дочерью Анной посетил Валаам. Елену Александровну Денисьеву хорошо знали в семье поэта, поэтому на тот момент для всех не было ничего удивительного в этой поездке. Несколькими годами позже Анна Федоровна Тютчева, уже в качестве воспитательницы одной из дочерей Александра II, сопровождала всё многочисленное семейство императора в поездке на архипелаг. В 1858 году, во время своего путешествия по России, до Валаама доехал и французский романист Александр Дюма-отец, которого сопровождал художник Муанэ. Путешествие с Дюма сделало Жана-Пьера Муанэ известным: его зарисовки России, сделанные во время путешествия, долгое время выставлялись на парижских выставках и охотно раскупались. Хорошо известны и валаамские пейзажи русских художников И. Шишкина («Вид Валаама», 1860), А. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Н. Рериха («Святой остров», 1917).
После революции Валаам оказался на территории Финляндии. Попав в зону боевых действий во время советско-финской войны 1939- 1940 годов, монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, взяв с собой монастырский архив, библиотеку и иконы. Остановились они в местечке Хайновеси в Финляндии, в усадьбе Папиниеми, где ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. После подписания мирного соглашения СССР с Финляндией в июне 1944 года Валаам отошёл к СССР. Только теперь на территории монастыря размещалась школа боцманов и юнг, позже Дом инвалидов войны и труда.
В день памяти апостола Андрея Первозванного, 13 декабря 1989 года, на остров ступили шесть монахов, ознаменовав начало возрождения Валаамской обители.
В начале 70-х годов одному из авторов этих заметок довелось побывать на острове и дойти до монастыря. Его главные постройки и подсобные помещения производили тяжёлое впечатление - безнадёжно больные инвалиды труда и Великой Отечественной войны в труднейших условиях (отсутствие отопления, водопровода и канализации, плохое снабжение продуктами) вызывали у посетителя грустные (мягко выражаясь) мысли. Изменения к лучшему продвигались очень медленно. И лишь в самое последнее время эти изменения приобрели значимый и существенный характер.
Валаамский монастырь и его подвижники. С Приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, 12-ти рисунков и одной карты Валаамских островов. 2-е изд., исправленное и дополненное. Издано иждивением Валаамского монастыря. С.-Петербург: Типография Н.А. Лебедева, 1889. VIII, 334, [2] с.; ил. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с потухшим золотым тиснением, коленкоровые уголки, мраморированная бумага. На первом форзаце владельческая подпись орешковыми чернилами «Н. Я. Г.». 18 торцовых гравюр на отдельных вклейках.