Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Валаамский монастырь (1889 год)

Валаамский монастырь (1889 год)

Именуемый в прошлом Северным Афоном, одна из древнейших русских обителей, Валаамский монастырь стоял у истоков рождения русского православия, был духовным центром северо- западной Руси. На протяжении многих столе­тий игумены-просветители и иноки право­славной святыни строили здесь величествен­ные храмы и строгие скиты, возделывали землю острова, создавали памятники письмен­ности. В монастыре были собственный скрипторий (помещение для написания рукописей), библиотека, древлехранилище.

Расположился монастырь на пятидесяти островах озера Нево - так издревле звалась Ладога. В языческие времена на Валааме нахо­дились главные капища «скотьего бога» Велеса и «громовержца» Перуна, которым приносили жертвы жившие в окрестностях люди. Ведь и само название острова некоторые учёные производят от двух СЛОВ: «МО» - по-ижорски означает «земля» (финны называют остров - Валамо), и «Вал» (однокоренное слово с Ваал, Волос, Велес), то есть «земля Велеса».

Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибывши из Киева в Новго­род, пройдя Днепр и Волхов, вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест - «и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».

Возникновение монастыря относится к пер­вым временам христианства на Руси - кто относит его к временам княжны Ольги, кто ко времени правления князя Владимира. Но жизнь иноческая явилась там ещё раньше. Основате­лями монашества на острове считаются препо­добный Сергий, валаамский чудотворец, и пре­емник его, св. Герман.

Спустя почти 900 лет после водружения кре­ста апостолом Андреем, двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (воз­можно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Но письмен­ных источников, свидетельствующих о жизни и деяниях преподобных, не сохранилось. Но у митрополита киевского Илариона в его «Вселетнике» под 1050 годом сказано: «Се лето принесоша с Валаама в Новуград великий препо­добных Сергия и Германа утретли раз». Полу­чается, что в середине XI века уже в третий раз переносили мощи почитаемых святых. А в «Опыте древней и новой Летописи Валаам­ского монастыря» к сему прибавляется, что во имя святых Сергия и Германа ещё в глубокой древности был воздвигнут и монастырь. Изначально он назывался обителью св. Троицы, в последующее время стал известным под име­нем монастыря св. Спаса-Преображения.

Российские самодержцы жаловали мона­стырь различными льготными грамотами. Так, Иоанн Грозный освободил в 1578 году мона­стырских людей и крестьян от разных податей и повинностей и объявил их «подсудными только самому царю, или его дворецкому боль­шого дворца и игумену». В 1583 году царь, чув­ствуя приближение кончины, прислал синодик для вечного поминовения «на Валаам», как написано Иоанном IV в начале рукописи. Не забывали государи и «удалять на покаяние» в монастырь неугодных или провинившихся дворян и бояр.

Расположенный на границе со Швецией, Валаамский монастырь подвергался постоян­ным разорениям и неоднократно сгорал дотла. Если к началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, то к концу века неодно­кратные нападения шведов привели к запусте­нию благодатного острова. В 1611 году мона­стырь был полностью разрушен, а Валаамские земли на столетие отошли к Швеции. Спасши­еся монахи с иконами, ризами и монастырской казной перебрались в новгородские и псков­ские монастыри.

По окончании Северной войны монастырь вновь возродился. В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозерского мона­стыря Иринарха издал указ о восстановлении Валаамской обители: «на Ладожском озере, на Валаамском острове, строить вновь монастырь и в нём церковь Преображения Господня с при­делами святых апостол Иоанна Богослова и Андрея Первозванного».

Императрица Елизавета Петровна также немало приложила усилий для восстановления монастыря, в особенности после пожара 1754 года. Но суровый климат Валаама, его сту­деные зимы многие иноки не выдерживали и уходили в другие монастыри. В 1785 году монастырские постройки представляли собой весьма печальную картину. «Местоположение монастыря красиво и, можно сказать, величест­венно, - писал академик Николай Озерецковский, побывавший на Валааме, - но монастыр­ское строение ни мало ему не соответствует. Оно состоит из деревянной ограды, в которой церковь с колокольнею и монашеские хижинки также деревянные... Нынешние пустынники заслуживают иметь лучшую обитель».

Всем миром стали собирать «подаяние от доброхотных дателей». И к концу XVIII века в обители были построены зимняя церковь, 18-саженная колокольня, каменные кельи для иноков, дома для рабочих и странников. Импе­ратором Павлом I были пожалованы мона­стырю рыбные ловли, сенные покосы и мучная мельница, которые долгие годы составляли важнейший источник содержания монастыря. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов - колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов. К 1811 году все строения на острове были каменными. А в августе 1818 года оби­тель посетил император Александр I.

В XIX веке монастырь стал одним из бога­тейших и наиболее экономически развитых монастырей. Валаамские подвижники, желая превратить свою обитель в Новый Иерусалим, стали давать новозаветные названия различ­ным местам острова - Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

В 1850 году поэт Фёдор Тютчев вместе со своей «блаженно-роковой» любовью Е. Денисьевой и старшей дочерью Анной посетил Валаам. Елену Александровну Денисьеву хорошо знали в семье поэта, поэтому на тот момент для всех не было ничего удивитель­ного в этой поездке. Несколькими годами позже Анна Федоровна Тютчева, уже в каче­стве воспитательницы одной из дочерей Александра II, сопровождала всё многочислен­ное семейство императора в поездке на архи­пелаг. В 1858 году, во время своего путеше­ствия по России, до Валаама доехал и фран­цузский романист Александр Дюма-отец, которого сопровождал художник Муанэ. Путешествие с Дюма сделало Жана-Пьера Муанэ известным: его зарисовки России, сде­ланные во время путешествия, долгое время выставлялись на парижских выставках и охотно раскупались. Хорошо известны и валаамские пейзажи русских художников И. Шишкина («Вид Валаама», 1860), А. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Н. Рериха («Святой остров», 1917).

После революции Валаам оказался на терри­тории Финляндии. Попав в зону боевых дей­ствий во время советско-финской войны 1939- 1940 годов, монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, взяв с собой монастырский архив, библиотеку и иконы. Остановились они в местечке Хайновеси в Финляндии, в усадьбе Папиниеми, где ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. После подписания мирного соглашения СССР с Финляндией в июне 1944 года Валаам отошёл к СССР. Только теперь на территории монастыря размещалась школа боцманов и юнг, позже Дом инвалидов войны и труда.

В день памяти апостола Андрея Первозван­ного, 13 декабря 1989 года, на остров ступили шесть монахов, ознаменовав начало возрожде­ния Валаамской обители.

В начале 70-х годов одному из авторов этих заметок довелось побывать на острове и дойти до монастыря. Его главные постройки и под­собные помещения производили тяжёлое впе­чатление - безнадёжно больные инвалиды труда и Великой Отечественной войны в труд­нейших условиях (отсутствие отопления, водопровода и канализации, плохое снабже­ние продуктами) вызывали у посетителя груст­ные (мягко выражаясь) мысли. Изменения к лучшему продвигались очень медленно. И лишь в самое последнее время эти измене­ния приобрели значимый и существенный характер.

 


Валаамский монастырь и его подвижники. С Приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, 12-ти рисунков и одной карты Валаамских островов. 2-е изд., исправленное и дополненное. Издано иждивением Валаамского мона­стыря. С.-Петербург: Типография Н.А. Лебедева, 1889. VIII, 334, [2] с.; ил. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с потухшим золотым тиснением, коленкоровые уголки, мраморированная бумага. На первом форзаце владельческая подпись орешковыми чернилами «Н. Я. Г.». 18 торцовых гравюр на отдельных вклейках.

Previous Article Киев теперь и прежде (1888 год)
Next Article Очерки из истории губернского города Перми (1889 год)
Print
1113 Rate this article:
5.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top