«Всеобщий календарь» на 1874 год
Поймать судака - это выше и слаще любви.
Антон Чехов, из письма Алексею Плещееву
В этом году началось так называемое «хождение в народ» русской интеллигенции. Сегодня это «мероприятие», пожалуй, можно было бы назвать «флеш-моб». Если бы не одно обстоятельство: «флеш-моб» в переводе с английского - «мгновенная толпа»; в нашем же случае - все что угодно, но только не толпа.
Месяцеслов нашего экземпляра «Всеобщего календаря на 1874 год» содержит немногочисленные записи чернилами. Например, в «Памятном листке» на январь: «сегодня в 9 час. скончалась бабушка Анна <нрзб> у наших на фабрике около 80 лет», «сегодня вечером скончалась у наших на фабрике работница Марина была у них около 12 лет», «сегодня у Лесы родилась 3-я дочь Анна»; на февраль: «сего 12 чис. в ночи... сын Яша захворал скарлатином» - «с сего 22 ч на 23 ч в 12 часов ночи скончался сын р.б. отрок Ияков в жития его было 6 лет 3 м-ца и 5 дней». Всего несколько строк, а сколько щемящей жалости к этому несчастному «отроку Яше» в них. Жизнь целой семьи уместилась в эту немудреную запись. Можно роман написать.
Об истории бытования книги в частных библиотеках свидетельствуют штампы «Библиотека Павла Петровича Овчинникова», «Из книг архитектора Владимира Александровича Резвина. 1990 г.». На корешке вытеснены инициалы «П.О.».
Владимир Александрович Резвин (р. 1930, Москва) - архитектор, дизайнер, реставратор, историк архитектуры, публицист, коллекционер. Профессор (1992), автор более двухсот публикаций по истории русского и московского зодчества.
Между тем в 1874 году была юбилейная дата, имеющая отношение к календарям как оригинальной форме справочного издания. Впервые календарь (месяцеслов) за границей был выпущен в 1474 г. Региомонтаном; в России (рукописный) - в 1660 г., печатный - в 1709 г. То есть в этом году исполнялось 400 лет первой попытке в новой истории систематизации потока времени и связанных с ним исторических событий. Но у Российской империи были дела поважнее, чем праздновать 400-летие рождения «цивилизации календаря»!
В январе Александр II утвердил «Устав о воинской повинности». Воинские силы были разделены на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Повинность становилась всесословной: она возлагалась на всех мужчин старше 20 лет. В Уставе указывались сроки службы: в сухопутных войсках - 6 лет (в запасе 9 лет), во флоте - 7 (в запасе - 3 года). По истечении срока в запасе мужчин записывали в ополчение. От действительной службы в армии освобождали по семейному положению и по физической непригодности. Сложилась система жеребьевки для призыва в армию. Вот как об этой системе отзывался еще князь Петр Долгоруков в книге «Правда о России, рассказанная князем Петром Долгоруковым», изданной на русском языке в Париже в 1861 году: «...рекрутский набор, на чиновничьем языке именуемый сенокосом, представляет обильный источник дохода чиновной орде, в особенности орде министерства государственных имуществ. У казенных крестьян жеребьевая система, но хорошие билеты наперед продаются сыновьям богатых крестьян, которые только для формы принимают участие в вынимании билетов».
Но вот усилению духа русской армии поспособствовало другое событие. Причем никто и предположить не мог такого поворота.
7 /19 августа Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении новой формы. Этот день может считаться днем рождения русской тельняшки. Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими гордились особо. Как говорится в одном из рапортов того времени, «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег., и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми».
Первые русские тельняшки описывались так: «Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою; цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 мм). Ширина синих полос — четверть вершка. Вес рубахи полагается не менее 80 золотников.» Только в 1912 году ширина полос стала одинаковой, каждая по четверти вершка (10 мм). Одну половину ниток тельника должна составлять шерсть, другую - высококачественный хлопок. Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага, особо почитаемого в народе. То есть, в некотором смысле, введение такой формы одежды военных моряков стало символическим «хождением в народ» для царской власти.
Однако в 1874 году началось не символическое, а самое что ни на есть реальное, массовое «хождение в народ» демократически настроенной молодежи. Готовились к нему основательно: увеличилось количество революционных кружков, издавалась пропагандистская литература, заготавливалась крестьянская одежда, шло обучение молодых людей крестьянским ремеслам. Участники «хождения в народ» не имели общей программы, единого плана. Одни из них были приверженцами идей М.А. Бакунина, с его верой в крестьянский бунт как организующую силу, другие - сторонниками П.Л. Лаврова, избравшего путь пропаганды. Были и такие представители демократической интеллигенции, которые ставили задачу лишь помочь крестьянам своими знаниями. Пропаганда развернулась в 37 губерниях, однако уже к концу года большинство пропагандистов было арестовано.
Надо отдать должное царскому правительству: предпринимаемые им меры к ограничению влияния революционных идей в обществе носили системный характер. В данном случае, оно, правительство, смотрело в корень.
В 1874 году издано «Положение о начальных народных училищах». Оно было призвано ограничить роль общественности в деле народного образования, уменьшить влияние земств на учебный процесс, сведя их функции только к материальному обеспечению учебных заведений. Народные школы были поставлены под административный контроль Министерства народного просвещения.
Если вдуматься, то другое событие, произошедшее в 1874 году, очень похоже на фундаментальный спор между этой политикой тотальной регламентации общественной жизни и свободным проявлением творческой активности.
В 1874 году, в течение трех недель, М.П. Мусоргский создал цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки». Цикл создан в память о друге композитора - художнике и архитекторе В.А. Гартмане (1834-1873). Смерть друга потрясла Мусоргского, в одном из писем к В.В. Стасову он писал: «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: “его” не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать; а, мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю - не быть забытыми. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Да черт с твоею мудростью! Если “он” не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением “утешения” примиряться с тем, что “он” перестал создавать. Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений - это дрябло». Императорская академия художеств в память о Гартмане устроила выставку его работ, среди которых были рисунки, акварели, эскизы театральных костюмов и декораций. Посещение выставки и вдохновило Мусоргского на создание фортепианных пьес - своеобразной прогулки по галерее.
Творчество, в том числе научное, техническое, организационное творчество, как только ему дают немного свободы, способно являть чудеса.
В этом году, по указу Александра II и по инициативе крупных горнопромышленников Юга России, в Таганроге состоялся первый съезд горнопромышленников Российской империи. В нем участвовали представители Донецкого Кряжа, Урала, Херсонской и Царицынской губерний, Войска Донского. В результате был создан мощный трест, который вплоть до Первой мировой войны рассматривал все предложения и вопросы Государственного совета по развитию металлургической и угледобывающей промышленности, строительства железных дорог и портов и т.д.
В 1874 году русский электротехник А.Н. Лодыгин получил патент на изобретение - лампу накаливания. Само изобретение он сделал еще раньше - в 1872 г. Получив за него Ломоносовскую премию, Лодыгин не сумел организовать его коммерческое использование. Компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°», основанная изобретателем и его другом В.Ф. Дидрихсоном, обанкротилась. Став обладателем в 1890 г. в США патента на электрические лампы накаливания с металлической нитью, Лодыгин был вынужден через несколько лет продать его компании General Electric, в которую влилась фирма Т.А. Эдисона. Усовершенствовав изобретение Лодыгина, Эдисон начал производить лампы накаливания в промышленных масштабах.
В 1874 году русский патологоанатом и эпидемиолог Г.Н. Минх занимался изучением сыпного и возвратного тифов. Он произвел самозаражение возвратным тифом через кровь больного. В итоге Минхом было доказано, что кровососущие насекомые - переносчики этого заболевания.
В этом же году Н.В. Ханыков, ученый-ориенталист, выпустил в свет перевод первого тома книги известного германского географа К. Риттера «Иран». Отечественным востоковедом были сделаны обширные дополнения и комментарии к исследованию Риттера, превзошедшие по объему саму монографию. Ханыков планировал исправить допущенные неточности и ошибки в работе, но сделать этого уже не успел.
Нередко бывает и так, что первоначальная идея автора до неузнаваемости изменяется людьми, ее реализующими на практике.
24 ноября американец Джозеф Ф. Глидден запатентовал колючую проволоку.
Идея была замечательная: Глидден просто предложил приспособление, чтобы скот не покидал своих пастбищ. Кто бы мог тогда подумать, что новый тип ограды для фермерских ранчо получит несколько другое применение... А вот сам Глидден к концу жизни стал миллионером.
Совсем уж чудесное событие для России, страны, в которой правит бал известный «дуумвират» факторов - дураки и дороги, совершилось недалеко от Сызрани, в селе Батраки.
В 1874 году здесь был построен первый в России асфальтовый завод. До этих пор для всех работ асфальт покупали за рубежом. Строительство завода - заслуга инженера-технолога А.А. Летнего, который, исследуя окрестности Сызрани, установил, что месторождение смолистого известняка вблизи села Костыча пригодно для получения этого дорожного покрытия - асфальта.
Календари, увы, бессильны в режиме реального времени отразить эти и подобного рода события. Только post factum. Но зато ретроспективно - им, календарям, цены нет. В том числе и «Всеобщему календарю на 1874 год».
Всеобщий календарь на 1874 год содержит приложения: 1) портрет Екатерины II, гравированный на стали по современному оригиналу, 2) портрет Е.И.В. Великой Княжны Марии Александровны, гравированный на дереве; величина портрета: 7 1/4 вершк. выш. и 5 вершк. ширины, 3) портрет Е.К.В. Принца Альфреда Великобританского, нареченного жениха Ее Высочества, гравированный на дереве; величина портрета: 7 вершк. вышины и 5 вершк. ширины. Между 32 и 33 стр. помещена таблица «Православное исповедание в Российской Империи в 1871году».
Всеобщий календарь на 1874 год. С.-Петербург: Издание Германа Гоппе, 1873. [15], XVI–LXIV, [2], 3–598, [2], 3–54 (рекл.), ил., табл.
Полукожаный переплет с тиснением золотом названия по корешку.