Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Памятная книжка» на 1875 год

«Памятная книжка» на 1875 год

Мы просто северный народ и по идеям, как и по климату, очень далеки от
 благоуханной долины Кашмира и священных берегов Ганга.

Петр Чаадаев, «Апология сумасшедшего», 1837 г.

«Восток - дело тонкое...» И кровопролитное, в чем в очередной раз убедилась в этом году Российская империя. Впрочем, не только на Восток были обращены взгляды сверхдержав. В этом году усилиями мировых держав, и прежде всего России, удалось удержать Францию и Германию от войны друг против друга. Победила. Нет, не дружба. Но способность политиков еще трезво взвешивать «за» и «против» продолжения политики военными средствами.

Наша «Памятная книжка» предоставляет уникальную возможность проследить на протяжении почти полувека за частной жизнью семьи, в которой книжка находилась. Дело в том, что Месяцеслов «Памятной книжки» содержит записи чернилами и карандашом в старой и новой орфографии о свадьбах, рождениях и смертях в семье Соловьевых. Записи сделаны аккуратным, разборчивым почерком, тонким пером, орешковыми чернилами... Даже просто выписанные подряд в хронологическом порядке, эти документальные свидетельства человеческой жизни производят сильное впечатление и сегодня.

«18 / 30 апреля. День свадьбы. 1876 год»;

«2 / 14 мая. Родилась дочь Елена. 1877 год»;

«23 февраля / 7 марта. Умерла дочь Елена. 1879 г.»;

«10 / 22 июня. Умер Николай. 1881»;

«22 марта / 3 апреля. Родился Николай. 1882 г.»;

«6 / 18 июня. Родился 6 июня Володя. 1882»;

«12 / 24 ноября. Умер Владимир. 1882 г.»;

«7 / 19 сентября. Родился сын Сергей. 1883 г.»;

«11 / 23 октября. Умер сын Сергей в 8 ч. вечера»;

«11 / 23 апреля. Родилась дочь Зенаида. 1889 г.» (именно «Зенаида», что в буквальном переводе с греческого означает «дочь Зевса» - Зене ида);

«26 августа / 7 сентября. Дочь Людмила. 26 августа 1892 г.»;

«14 / 26 декабря. Константин родился 14 Декабря 1893 г.»;

«10 / 22 августа. Умер муж. 1897 год»;

«12 / 24 января. Родился Олег Соловьев в 21 ч. 50 мин.» (год не указан, но запись сделана в новой орфографии, значит - после 1917 г., скорее всего - в 1920 г).

«15 / 27 марта. Умер Сергей. 1920 г.»

Память, сгустившуюся до ощутимого артефакта, - вот что это больше всего напоминает. И этим артефактом как раз и стала «Памятная книжка на 1875 год».

На этом фоне даже геополитические коллизии - и весьма жаркие! - разыгравшиеся в этом году, кажутся какими-то надуманными, не имеющими отношения к реальности. А реальность - вот она, в коротких пометах, оставленных членами семьи Соловьевых в «Памятной книжке». И тем не менее.

В 1875 году Россия поддержала Францию, дав понять Германии, что в случае нападения ее на французов, вступит в войну в качестве противника Германии. Что любопытно, весь этот «тевтонский» военный пыл не помешал Германской империи сделать еще один шаг по пути развития гражданского общества.

6 февраля в Германии был принят закон о гражданском состоянии. Церковное венчание стало необязательным, конфессии объявлялись равноправными, их различие перестало мешать браку.

Россия же по привычке разбиралась со своими пространствами: что кому принадлежит и что не должно принадлежать кому-то другому, кроме России.

25 апреля / 7 мая в Санкт-Петербурге Российской империей и Японией был заключен договор об обмене территориями. Россия отдавала Японии 18 Курильских островов и получала взамен Южный Сахалин. Тем самым был изменен Симодский договор (1855), по которому Сахалин был территорией совместного владения двух государств. Жители Курильских островов и Сахалина могли вернуться в свое государство или остаться на своем месте. Им гарантировалась свобода вероисповедания, собственность, они имели право продолжать заниматься теми же промыслами, что и раньше.

И в России, и в Японии находились те, кто принял в штыки заключение Санкт- Петербургского договора. В России многие считали, что Южный Сахалин и Курильские острова принадлежат Российской империи как первооткрывательнице. В Японии же осуждали правительство, отдавшее стратегически важную территорию в обмен на «маленькую гряду камешков» - Курилы.

В «южном подбрюшье» Российской империи тоже происходили события бурные.

В 1870-х гг. подданные Кокандского ханства неоднократно выступали против неимоверных поборов Худояр-хана, против произвола его воинов, грабивших население. Хану всегда удавалось подавлять эти мятежи.

Однако вспыхнувший весной 1875 года мятеж разгорелся со страшной силой. Против правителя выступила кокандская знать, привлекшая в свои ряды наследника престола Насреддина. Он стал правителем Кокандского ханства, заявив о необходимости восстановлении прежних границ. В этих условиях Россия должна была незамедлительно реагировать.

После разгрома русскими войсками кокандцев и киргизов под Ходжентом отряд под командованием Туркестанского генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана выдвинулся к Коканду. Насреддин-бек тайно заключил договор с Кауфманом. По мирному договору он признал себя вассалом России и отказался от права иметь самостоятельные дипломатические сношения с любым государством, помимо России. Так называемое Наманганское бекство, территория по правому берегу Сыр-Дарьи, вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Начальником Наманганского отдела назначили М.Д. Скобелева. Предательство Насреддин-хана раскрылось, снова поднялось восстание. Ханом провозгласили Пулат-бека, расположившегося с войсками в городе Андиджане.

В октябре генерал-майор В.Н. Троцкий со своими отрядами разбил киргизов, однако город взять не сумел. А в это время в Коканде вспыхнул еще один мятеж, и Насреддин был вынужден просить покровительства у русских. Уже в начале 1876 г. столица Кокандского ханства сдалась без боя, самостоятельность ханства была уничтожена: земли были включены в Туркестанское генерал-губернаторство в качестве Ферганской области. М.Д. Скобелев стал ее военным губернатором.

Кто сейчас помнит, что такое «Кокандское ханство» или, того экзотичнее, «Наманганское бекство»? Разве что сугубые историки. Запад же сделал в этом году очень важный шаг к тому, что через сто лет, в конце века 20-го, назовут «глобализация» - принял единую систему мер и весов.

20 мая на конференции в Париже представители 17 стран подписали так называемую Метрическую конвенцию - документ, который позволил добиться международного единства измерений. С тех пор в городке Севре под Парижем, в созданном тогда же Международном бюро мер и весов, хранятся эталоны метра, килограмма и других единиц; копии их находятся в странах - участницах конвенции. Помимо всего прочего (стандартизация, унификация, технологическое развитие), западный, европейский мир заявлял принятием этой конвенции, что именно он является держателем универсальных знаний, представлений, практических инструментов действия. А в подкрепление (и закрепление) этого, в этом же году Дж. Эверетт предложил новую систему единиц, в которой основными были сантиметр, грамм, секунда (СГС-система). Недаром другое ее название - абсолютная физическая система единиц.

В России же, наоборот, начиналась организованная политическая борьба против абсолютизма.

В 1875 году в Одессе возникла первая революционная политическая организация рабочих - «Южнорусский союз рабочих». Этому способствовало стремительное развитие Одессы как портового города. Рабочими кружками нескольких одесских заводов во главе с Е.О. Заславским была создана ссудосберегательная касса, ставшая ядром «Южнорусского союза рабочих». В июле был принят Устав Союза, в котором насильственный переворот признавался единственным путем достижения общественного благосостояния. В результате предательства «Союз...» был разгромлен в конце 1875-го - начале 1876 года. Перед судом предстали 15 человек, Заславский и еще два активных участника Союза были приговорены к каторге, остальные - к тюремному заключению и ссылке.

Эти качели - между Западом и Востоком - один из главных факторов, определявших и политическое устройство государства российского, и менталитет его подданных. В России об этом размышляли всегда.

5 июня художник Василий Поленов писал из Парижа: «Да... далеко ушла Европа вперед, так далеко, что и бегом не догонишь, поэтому я пришел к такому заключению, что, собственно, бежать бесполезно, а надо не унывая тихо идти и идти, хотя подчас ох как жутко приходится. Раздумывая так со стороны о положении у нас искусства, приходишь к выводу, что трудно ему у нас живется. Путь, по которому оно доселе шло, искусственный, условия малосподручны, особенно в нашей северной Пальмире; четверть года - тьма, две другие - грязь, снег, дождь, ветер, а четвертая - пыль и духота. И социальное настроение у нас не таково, чтобы искусству процветать; большинство равнодушно, а вожаки даже враждебны ему, ну и поди работай...» И, как ни странно, работали...

В этом году П.И. Чайковский написал специально для выдающегося русского пианиста Н.Г. Рубинштейна первый фортепианный концерт. Современный российский композитор А.В. Гаврилов дает такую характеристику этому произведению: «За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива - от крестьянина до короля... Самая известная музыка на планете». Однако пианист отказался исполнять столь сложное произведение.

Тогда Чайковский отправил концерт немецкому музыканту Г.Г. фон Бюлову. Немец незамедлительно включил первый фортепианный концерт в свой репертуар.

В августе состоялась закладка здания Исторического музея в Москве, под строительство которого Московская городская дума выделила участок земли на Красной площади. Музей строился по проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. В оформлении залов, каждый из которых должен был соответствовать определенной исторической эпохе, принимали участие московские художники: И.К. Айвазовский, В.М., Васнецов, С.А. Коровин, И.Е. Репин...

Европейцы тоже отметились одним неординарным достижением человеческого духа. И тела. В данном случае отделить одно от другого затруднительно.

25 августа капитан британского торгового флота Мэтью Уэбб стал первым, кто официально преодолел Ла-Манш вплавь и без спасательного жилета. С тех пор такое смогли сделать меньше людей, чем побывали на вершине Эвереста. В 1883-м Уэбб переборщил в своих играх на вылет с судьбой: отважный капитан погиб, пытаясь преодолеть Ниагару.

Еще один непредсказуемый год, полный событий ярких и подспудных, прошел как бы, мимо «Памятной книжки». Но каким-то странным образом и этот изящный служебный справочник сегодня воспринимается, сам по себе, как исторический артефакт. А благодаря записям в нем семьи Соловьевых - и как потрясающий документ мимолетности человеческой жизни и судьбы на фоне эпохи.


Тексты «Памятной книжки» сопровождают гравюры, выполненные Ф.А. Брокгаузом: «Ханский дворец в Хиве», «Хазараспские ворота», «Мост через

р. Сунжу в кр. Грозной», «Улу минар (большой минарет) в Хиве», «Медресе Сеид-Магомет-Рахим-Хана в г. Хиве». Сверх того помещены в конце книжки пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и карта сообщений Европейской России (отсутствует).

Памятная книжка на 1875 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1874. [1 грав. тит. л. «Памятник Адмиралу Крузенштерну в С.-Петербурге»], [15

с. : огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-125, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 129-834, [6], 5 л. ил.; 11,5x7,5. Владельческий переплет с тиснением золотом названия по корешку (восстановлен) и блинтовым тиснением орнамента и названия на крышках переплета. С сохранением задней издательской обложки.

Previous Article «Всеобщий календарь» на 1874 год
Next Article «Памятная книжка» на 1876 год
Print
1682 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top