Всё сочинённое Владимиром Маяковским (1919 год)
Говоря о том, как складывалась его литературная судьба, В.В. Маяковский неизменно повторял, что стихи начал писать в 1909 году в Бутырской тюрьме, куда он, в ту пору пятнадцатилетний гимназист-недоучка и член РСДРП (б) с годовалым стажем, был посажен за революционную агитацию среди рабочих. В автобиографическом очерке «Я сам» поэт так рассказал об этом: «Бутырки. Одиночка № 103. Одиннадцать бутырских месяцев. Важнейшее для меня время... Прочёл всё новейшее... Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать. Вышло ходульно и ревплаксиво... Исписал целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!»
Несмотря на утрату первых поэтических опытов, отказываться от даты своего рождения как стихотворца Маяковский не собирался и, готовя весной 1919 года итоговый сборник, решил сделать его «юбилейным», приуроченным к десятилетию творческой работы, а потому и озаглавил: «Всё сочинённое Владимиром Маяковским, 1909-1919». Скандально известный поэт, признанный лидер футуристов, бескомпромиссный певец нового строя, он выставлял на суд публики все, без изъятья, плоды напряжённого литературного труда, о чём и заявлял в предисловии с вызывающим названием «Любителям юбилеев»: «В этой книге всё сочинённое мною за десять лет: и вещи, получившие право на отдельный оттиск, и мелочи, соренные газетами и альманахами. Нами, футуристами, много открыто словесных Америк, ныне трудолюбиво колонизируемых всеми, даже благородно шарахающимися от нас писателями. Скоро сделанное нами станет не творимой, а разучиваемой азбукой. Оставляя написанное школам, ухожу от сделанного и, только перешагнув через себя, выпущу новую книгу. Владимир Маяковский. 24 апреля 1919 года».
Маяковский лукавил: первое стихотворение новой книги - «Утро» - датировалось не 1909-м, а 1912-м годом, но автор пошёл на эту маленькую хитрость, чтобы сохранить «юбилейный» формат. Своевольно раздвинув временные границы, в остальном Маяковский читателя не обманул: его творчество было представлено предельно полно. «Скрипка и немножко нервно», «Я», «Военно-морская любовь», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», «Наш марш», «Мистерия Буфф», «Левый марш» - под одной обложкой, действительно, оказался собран «весь Маяковский».
Довольно объёмная для поэтического сборника (280 страниц), скромно изданная книжка с неизменным посвящением «Лиле» увидела свет в середине мая 1919 года. Откликаясь на её появление, журнал «Вестник литературы» (1919, № 10) писал тогда: «"Сотую -верю! встретим годовщину". Этими словами заканчивается только что вышедший сборник «Всё сочинённое Маяковским». Итак, один из наиболее нашумевших футуристов и, скажем, более интересный из них, верит, что молодым людям, разгуливавшим недавно в полосатых кофтах с выкрашенными лицами и с огурцами и ложками в петлицах, улыбается долгое будущее, Мафусаилов век. Многие лета им! Велики заслуги футуристов перед родиной и словесностью. Но несть пророков в своём отечестве... Открывателям словесных Америк едва ли предстоит такая заманчивая перспектива».
Библиохроника представляет уникальный экземпляр «Всего сочинённого Маяковским», подаренный поэтом через десять месяцев после выхода книги известному художественному критику, занимавшему в то время пост заместителя наркома просвещения по делам музеев и охраны памятников, Николаю Николаевичу Пунину (1888-1953).
Маяковский познакомился с Пуниным в 1917 году, вскоре после февральской революции. Пунин в то время пытался создать Союз деятелей искусств, куда должны были войти представители всех художественных группировок. Однако новая организация оказалась недееспособной, и вскоре после прихода к власти большевиков Пунин от имени руководства Союза обратился к только что назначенному наркомом просвещения А.В. Луначарскому с проектом государственного руководства художественной жизнью страны. Вскоре Пунину предложили организовать и возглавить один из важнейших отделов в системе Наркомпроса - Отдел изобразительных искусств (ИЗО). В 1918-1920 годах Маяковский активно сотрудничал с ИЗО, регулярно выступал на заседаниях Коллегии отдела, проходивших при неизменном председателе - Пунине. В стихотворении, обращённом к художнику Давиду Штеренбергу, Маяковский вспоминал:
Ещё хлестали пули-ливни -
нас
с самых низов
прибой-революция вбросила в Зимний
с кличкой странной - ИЗО.
Влетели, сея смех и крик,
вы,
Пунин,
я
и Ося Брик.
Член Петроградской коллегии по делам искусств и художественной промышленности, комиссар Русского музея, комиссар Эрмитажа и Свободных художественных мастерских (бывшей Академии художеств), заведующий Петроградским отделом ИЗО, депутат Петроградского Совета - в течение нескольких лет Пунин являлся одной из ключевых фигур в системе советских органов власти, определявших культурную политику страны. Вероятно, как раз его заслуги в организации условий работы и быта людей искусства имел в виду Маяковский, даря Николаю
Николаевичу свою книгу от имени «благодарной России». Формулировка, заимствованная с постамента памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, несомненно, несла в себе заряд иронии, но в то же время свидетельствовала об уважительном отношении поэта к административной деятельности своего знакомого.
Какое-то время Пунин входил в близкий дружеский круг Маяковского. Он неоднократно присутствовал при чтении поэтом своих стихов в домашней обстановке, они вместе выступали на публичных диспутах. В декабре 1920 года К.И. Чуковский записал в дневнике: «Теперь в глаза бросается именно то, чего прежде никто в Маяковском не замечал: основательность, прочность, солидность всего, что он делает. Он - верный и надёжный человек: все его связи со старыми друзьями, с Пуниным, Шкловским и проч. остались добрыми и задушевными».
Летом 1921 года Пунина арестовали как участника «Петроградской боевой организации». Около шестидесяти человек, проходивших по этому делу, были тогда расстреляны. Николая Николаевича освободили через месяц, не предъявив никаких обвинений.
О том, что было впоследствии, Л.А. Зыков, муж внучки Н.Н. Пунина и его биограф, писал: «Пунин навсегда ушёл от административной работы в правительственных органах. На этом, как он говорил впоследствии, кончился его «роман с революцией». Его позиция по отношению к власти в дальнейшем мало менялась, он осознал репрессивную сущность коммунистического режима и не питал на этот счёт никаких иллюзий. Вплоть до своего ареста в 1949 году Пунин занимался конкретными практическими делами: художественным руководством Фарфорового завода, работой в ГИНХУКе (Государственном институте художественной культуры), в Русском музее, писал статьи и книги, читал лекции по истории искусства... Жизнь Пунина закончилась в сталинском концлагере, в небольшом заполярном посёлке Абель. Виной Пунина было преступное убеждение, что Сезанн и Ван-Гог - великие художники».
.К.И. Чуковский рассказывал, что однажды осенью 1924 года он спросил Ахматову, в то время жену Николая Николаевича: «Как вы думаете, чем кончится внезапное поправение Пунина?» - «Соловками», - невесело усмехнувшись, ответила Анна Андреевна.
Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)
Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909-1919. [Петроград]: ИМО [Искусство молодых], [1919]. 283, [1] с. В издательской наборной обложке. 22х18 см. На обложке дарственная надпись синим карандашом: «Николаю Пунину благодарная Россия. Маяковский. Дана 25\III 20». Тираж 10 000 экземпляров. Часть тиража была напечатана на бумаге лучшего качества, в обложке с тиснением, имитирующим кожу. Стоимость таких экземпляров в два раза превышала обычную.