Второй сборник стихотворений (1894 год)
Василий Величко
В конце 1880-х - начале 1890-х годов ныне практически забытое имя малороссийского дворянина Василия Величко было неплохо известно русскому читателю. Потомок украинского летописца Самойлы Величко (1670-1728), в юности вступившего в Запорожское войско и служившего у Мазепы, Василий Львович окончил частный пансион в Киеве, затем Училище правоведения и поступил на службу в Министерство государственных имушеств. Ещё в студенческие времена он начал сотрудничать в периодической печати, публикуя свои стихи под псевдонимом В. Львов. Молодого одарённого поэта приняло и признало литературное сообщество: он стал бывать в домах «мэтров» - Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, Н.С. Лескова. На его первый поэтический сборник «Восточные мотивы» (Санкт-Петербург, 1890) поместили сочувственные отклики ведущие литературно-художественные журналы. Однако уже тогда не обошлось без уколов критики: один из рецензентов, пожелавший остаться неизвестным, напечатал на Величко эпиграмму:
Постепенно до того
Весь пропах восточным миром,
Что и лирика его
Отдаёт бараньим жиром.
Представляемый в Хронике «Второй сборник стихотворений» появился через три года после «Восточных мотивов». Посвященный поэту и философу Владимиру Соловьёву, он открывается программным для Величко стихотворением «Песнь»:
Звуки реют надо мною,
Звуки смутною волною
Вдохновенья вихрь понёс,
Пробуждая жажду света,
Скорбь вопросов без ответа,
Боль невыплаканных слёз...
И глядят воспоминанья
В тьму сомненья, в тьму страданья
Зыбкой цепью огоньков...
Сердце ждёт, горит, трепещет...
Миг - и песнь моя заплещет
Из незримых тайников...
Сторонник пушкинской традиции в русской литературе, Величко стремился к ясности и простоте своей поэтической речи, однако достигал порой обратного результата: известный своей взыскательностью В.Я. Брюсов однажды назвал стихи Величко карикатурой пушкинской поэзии. Вообще общий тон рецензий на «Второй сборник стихотворении» отличался холодностью и скептицизмом. В немалой степени это объяснялось изменениями в политических воззрениях Величко, заявившего о себе как о стороннике крайних националистических идей. В последующие годы он запомнился современникам своими шовинистическими статьями в официальной тифлисской газете «Кавказ», пост главного редактора которой занимал три года, а также как один из основателей черносотенного Русского собрания. Даже его политические союзники отзывались о Величко как о человеке, «страдающем зудом сыграть роль спасителя гибнущего отечества».
Описываемый экземпляр «Второго сборника стихотворений» интересен прежде всего как прекрасный образец переплётного искусства, когда уровень мастерства переплётчиков намного превысил масштаб дарования автора книги, а ещё - автографом, написанным орешковыми чернилами на авантитуле: «Дорогой родной моей Муне, с которой связана каждая добрая строчка в этой книге, каждое доброе чувство в моей душе. В. Величко 8/20 дек. СПб.».
Величко Василий Львович (1860-1904)
Второй сборник стихотворений. Лирические стихотворения. - Монсиньор. - Женские силуэты. - Балтийские очерки. - Шутки. -Грузинская Лира. - Омар Хайям. - Восточные басни и легенды. - Драма «Тамара». С.-Петербург, издание А.С. Суворина, 1894. 292, III с. В цельнокожаном переплёте работы петербургского мастера К. Фадеева (Невский проспект, д. 28), о чём свидетельствует тиснение на нижней дублюре заднего форзаца. Золототиснёные дублюры. Тройной золотой обрез. Цветные вощёные форзацы «мраморной» бумаги «павлиний глаз». 19,1x12,4 см. На авантитуле автограф В.Л. Величко орешковыми чернилами.