Гусарская стоянка (1836 год)
Василий Орлов
Действие комедии-водевиля В.И. Орлова «Гусарская стоянка, или Плата тою же монетой» происходит в имении помещика Платона Алексеевича Легкина, принявшего на постой офицеров гусарского полка. Произведя на новом месте привычную рекогносцировку, поручик Клушин и корнет Пенский решают «развернуть свои стратегические способности» перед двумя дамами: супругой хозяина имения Анной Алексеевной Легкиной и женой садовника Ивана - Машей. Наступательным планам корнета и поручика старается помешать юнкер Лелев, обиженный, что амурный жребий был брошен без него. Искусные интриги юнкера приводят к забавной развязке: храбрые гусары, пробравшиеся ночью в сад на любовное свидание, оказываются запертыми в садовой беседке мужьями своих избранниц. Заканчивается водевиль традиционным для этого жанра весёлым куплетом:
Жизнь летит на почтовых.
Пусть живущие не плачут,
А к веселью, хоть на миг,
Пусть пешком идут и скачут.
Если вас развеселить
Мы сумели пьесой этой,
Вправе мы от вас просить
Плату тою же монетой.
Первое представление «Гусарской стоянки» состоялось в Петербургском театре 30 декабря 1835 года. Помещика Легкина играл Н.О. Дюр, Анну Алексеевну - Е.Я. Сосницкая, садовника Ивана - И.И. Сосницкий, юнкера Лелева - В.Н. Асенкова. Занимая в театре амплуа травести и инженю, Асенкова замечательно исполняла роли мальчиков-подростков. По некоторым сведениям, «Гусарская стоянка» писалась специально для неё.
Пользуясь успехом у публики, водевиль долго не сходил со сцены: с 1835 по 1844 год он выдержал тридцать восемь представлений в Петербурге и двадцать семь - в Москве. По количеству спектаклей он уступал разве что шекспировской драме «Гамлет, принц Датский» в переводе Н.А. Полевого.
Герои водевиля не случайно одеты в гусарские мундиры. Из всех родов войск именно гусары считались самыми отчаянными храбрецами на бранном поле и самыми неотразимыми кавалерами на балах. Принять гусаров на постой означало серьёзную угрозу семейному спокойствию. Достаточно вспомнить старинный романс, ставший популярным в наши дни благодаря фильму Эльдара Рязанова:
О бедном гусаре замолвите слово -
Ваш муж не пускает меня на постой,
Но женское сердце нежнее мужского,
И сжалиться может оно надо мной.
Я в доме у Вас не нарушу покоя,
Скромнее меня не найти из полка,
И если свободен Ваш дом от постоя,
То нет ли хоть в сердце у Вас уголка?
Автор водевиля - Василий Иванович Орлов - хотя и определил героев в вымышленный Ингерманландский гусарский полк (Ингерманландский полк существовал в действительности, только не гусарский, а драгунский), но о гусарской жизни знал не понаслышке. Закончив по желанию отца, дьячка Покровского собора в Москве, семинарию при Московской духовной академии и прослушав курс богословия в самой академии, Орлов в 1815 году поступил на московское отделение Медико-хирургической академии. В 1819 году он был зачислен лекарем в лейб-гвардии Конно-Егерский полк, а затем переведён штаб-лекарем в лейб-гвардии Гусарский полк.
Модный врач, имевший в Петербурге солидную практику, кабинетный учёный, в течение долгого времени работавший над трактатом о венерических заболеваниях, Орлов в свободное время не был чужд сочинительства. Его стихи, повести, переводы из Горация и Мольера время от времени печатались в столичных журналах. Увлёкшись в начале 1830-х годов театром, он решил попробовать себя в жанре комедии-водевиля.
Театральное название «Гусарской стоянки» несколько отличалось от титула книги. Вместо подзаголовка «или Плата тою же монетой» в театральных афишах значилось «или Ещё подмосковные проказы». Слово «ещё» должно было сразу напомнить зрителям о каком-то более раннем произведении. Действительно, в 1832 году Орлов написал водевиль «Подмосковные проказы, или Худой мир лучше доброй ссоры». В 1839 году появилась «Роковая почта, или Конец подмосковным проказам». Таким образом, гусарские водевили Орлова сложились в законченную трилогию.
Издание «Гусарской стоянки» 1836 года появилось вскоре после её первого представления в театре, поэтому рядом с перечнем персонажей водевиля означены имена исполнителей. Фронтиспис украшает гравюра С.Ф. Галактионова по рисунку А.П. Брюллова, представляющая И.И. Сосницкого в роли садовника Ивана и В.Н. Асенкову в роли юнкера Лелева.
Орлов Василий Иванович (1791-1860)
Гусарская стоянка, или Плата тою же монетой. Комедия-водевиль в одном действии. Санкт-Петербург: В типографии Департамента внешней торговли, 1836. [2], 110 с., фронтиспис - гравюра С.Ф. Галактионова по оригиналу А.П. Брюллова. В полукожаном переплёте середины XIX века с тиснением на корешке имени автора и заглавия. 21х13 см.