Золотой жук (1922 год)
Эдгар По
Русские символисты считали его своим предтечей...
Крупнейший классик американской литературы первой половины XIX века Эдгар Аллан По умер в возрасте сорока лет, прожив жизнь полную труда и лишений. Родившийся в актёрской семье, рано потерявший мать и отданный на воспитание богатому табачному торговцу Джону Аллану (отсюда второе имя будущего писателя), он взрослел среди чужих людей, вынужденный беспрекословно подчиняться деспотичной воле приёмного отца: пять лет прожил вместе с ним в Англии, по возвращении в Соединённые Штаты сменил несколько школ, а когда поступил в Виргинский университет, то вскоре оставил учёбу, так как Аллан отказался заплатить «долги чести», сделанные молодым человеком. Затем были служба в армии, Военная академия в Вест-Пойнте, отчисление за нарушение дисциплины, разрыв с приёмными родителями, женитьба, чреда лишений и безуспешная борьба с ними - пятнадцать лет изнурительной литературной подёнщины: осознавая себя поэтом, Пописал заказные критические статьи, рецензии, детективные рассказы, служил редактором в пяти журналах и печатался в тридцати. После его неожиданной кончины появился некролог, в котором говорилось: «Известие о его смерти многих застанет врасплох, но мало кто испытает скорбь. Поэта знали у нас в стране - кто лично, кто по разговорам; его читали в Англии и некоторых странах континентальной Европы, но у него было мало друзей, можно сказать, совсем не было».
Слава нашла произведения Эдгара По несколько десятилетий спустя после его смерти, но это была поистине мировая слава. Не обошла она и Россию, где творчество американского писателя высочайшим образом оценил строгий в своих литературных пристрастиях Ф. М. Достоевский. Но по-настоящему «своим» сделал По в России Серебряный век. Скупой на хвалебные оценки А. А. Блок писал о нём как о выдающемся художнике XIX столетия. Его стихи и прозу переводили В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, К. И. Чуковский.
Самым известным из всего сочинённого По, несомненно, является «Золотой жук» - история о чудесном обнаружении клада, некогда зарытого пиратами на американском побережье. Рассказ был написан в 1843 году и, напечатанный газетой «Доллар», сразу же получил стодолларовую премию как победитель организованного редакцией литературного конкурса. Ещё при жизни писателя «Золотой жук» был многократно переиздан общим тиражом триста тысяч экземпляров, но непрактичный По не сумел извлечь выгоды даже из этого колоссального читательского успеха.
Более всего в рассказе поражает точность деталей, придающих повествованию достоверность исторического документа. Именно это качество отмечал у По Достоевский, писавший: «В его способности воображения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: эта сила подробностей». Но искусство подлинного художника как раз и проявляется в том, что он соединяет вымышленный сюжет с реалиями, ему хорошо известными. Так, действие «Золотого жука» происходит на острове Сэлливан близ Чарлстона, штат Южная Каролина, где Послужил рядовым артиллерийской батареи форта Моултри. А основой для подробнейшего описания дешифровки закодированного пиратского послания послужили статьи о тайнах секретного письма, опубликованные По за два года до создания «Золотого жука».
Именно эту насыщенность деталями постарался передать в своих иллюстрациях к рассказу замечательный художник Дмитрий Исидорович Митрохин (1883-1973). Уроженец Ейска, в котором его дед владел типографией, Митрохин после окончания местного реального училища перебрался в Москву, где поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества, занимался в мастерской у An. М. Васнецова. В 1904 году перешёл в Строгановское художественно-промышленное училище. Вскоре уехал в Париж. Два года совершенствовался там как рисовальщик. По возвращении в Россию начал сотрудничать с московским издательством «Скорпион». Переехал в Петербурге. Работал для крупнейших издательских домов - И. Н. Кнебеля, Сабашниковых, «Просвещение», «Аполлон», «Р. Голике и А. Вильборг». В 1916 году вступил в «Мир искусства».
После октября 1917 года участвовал в работе «РОСТА», рисовал композиции с революционной атрибутикой для газет и афиш, расклеивавшихся на петроградских улицах.
Иллюстрации к «Золотому жуку» Митрохин выполнил по заказу Фёдора Фёдоровича Нот-гафта (1886-1942). Искусствовед, коллекционер, хранитель Эрмитажа, Нотгафт в сентябре 1921 года основал издательство «Аквилон», специализировавшееся на иллюстрированной книге. Рассказ Эдгара По стал одним из первых детищ вновь созданного предприятия.
Напоённые южным зноем иллюстрации к рассказу о пиратах и кладах создавались в замерзающем Петрограде голодной зимой 1922 года. 4 марта художник писал своему другу, историку искусств П. Д. Эттингеру: «Не знаю, что скажут о моих рисунках к "Золотому жуку" Э. По. Рисовал с большой охотой и очень долго, в семиградусной температуре замёрзшими пальцами».
Сегодня эти работы Митрохина по праву считаются классикой русской книжной графики ХХ века.
А «Аквилон» просуществовал до ноября 1924 года. Ф. Ф. Нотгафту удалось издать лишь около 25 книг тиражом от 500 до 1500 экземпляров. Но среди них - «Белые ночи» Ф. М. Достоевского с рисунками М. В. Добужинского, «Штопальщик» Н С. Лескова с иллюстрациями Б. М. Кустодиева, путевые очерки и зарисовки К. С. Петрова-Водкина «Самаркандия». На букинистическом рынке «аквилоновские» издания ценятся неизменно высоко. Их отличают безукоризненный художественный вкус и отменное полиграфическое исполнение.
По Эдгар Аллан (Poe Edgar Allan; 1809-1849)
Золотой жук. Рисунки Д. Митрохина. Петербург: «Аквилон», 1922. 54 с. с иллюстрациями. В издательской печатной обложке. 17x14 см. Тираж 800 экземпляров.