Помещик (1922 год)
Иван Тургенев
Повесть в стихах «Помещик» Тургенев написал весной 1845 года в Москве. Автору было 26 лет, и к тому времени он уже приобрёл известность появившимися в печати лирическими стихотворениями и поэмами «Параша», «Андрей» и «Разговор». В только завязывавшейся схватке между «западниками» и «славянофилами» начинающий поэт примкнул к когорте «западников», а потому нет ничего удивительного в том, что «Помещик» увидел свет в подготовленном Некрасовым «Петербургском сборнике» (подробнее о нём см. второй выпуск Библиохроники), где поместили свои творения такие уже признанные публикой «русские европейцы», как В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, и где романом «Бедные люди» дебютировал ещё никому не известный писатель - Фёдор Достоевский. Нет ничего удивительного и в том, что новая поэма Тургенева оказалась «в штыки» встреченной лагерем «противника» - литераторов-«славянофилов».
Прежде всего, «Помещика» подвергли осмеянию за ничтожность сюжета. Даже придерживавшийся нейтралитета в литературных баталиях журнал Н. В. Кукольника «Иллюстрация», решив пересказать читателям содержание новой тургеневской «поэмочки», не удержался от тона иронически-ёрнического: «Помещик в отсутствие жены вероятно, злой и сварливой, обошёл своё хозяйство, побранил мужиков, пожурил детей и учителя, сел в тарантас и отправился к вдовушке-соседке, пленившей весь околоток своим дородством и любезностью. По дороге ось сломалась, и помещик попался в лапки своей жены, которая, на беду, слишком скоро воротилась с богомолья. Само собой разумеется, что жена приняла мужа в руки и отвезла домой». Критики-«славянофилы», особенно С. П. Шевырёв и К. С. Аксаков, не увидели или не захотели увидеть в поэме изящную вариацию на тему пушкинского «Графа Нулина». По сути дела, «Помещик» - это «Граф Нулин наоборот». Только у Тургенева не незадачливый любовник пытается пробраться в постель хорошенькой хозяйки в отсутствие мужа, а муж, пользуясь отлучкой жены, хочет навестить пленившую его соседку. И там и тут торжествует «добродетель», а читателям остаётся лишь получить удовольствие от обрамлённого в лёгкие стихи забавного анекдота.
Кроме того, оппоненты обвинили Тургенева в снобизме, в незнании русской жизни и... русского языка. Нападки были столь резки и обидны, что впечатлительный Тургенев, к тому времени уже написавший первый очерк из «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч» -едва не принял решение навсегда оставить литературу. Может быть, именно поэтому, уже став признанным корифеем отечественной словесности, Иван Сергеевич не любил вспоминать поэтические опыты своей молодости, не переиздавал их и писал о собственных попытках стихотворства с едкой иронией, как, например, в альбоме знакомой:
Мне рифма - страшная обуза;
И прежде не была бодра
Моя болезненная Муза, -
Теперь же, подорвав живот,
Как старый конь, она лягает,
Хрипит, визжит, хвостом виляет, -
А с места вовсе не идёт.
Это тем более несправедливо, что по прошествии времени понимаешь: тургеневские стихи легки, изящны, повествование в них живо и занимательно, а в описаниях природы нетрудно увидеть внимание к деталям и неподдельное чувство, которое впоследствии прославит Тургенева-прозаика:
О Русь! Люблю твои поля,
Когда под ярким солнцем лета
Светла, роскошна, вся согрета
Блестит и нежится земля...
Люблю бродить в лугу росистом
Весной, - когда весёлым свистом
И влажным запахом полна
Степей живая тишина.
Поэтому вполне естественно, что поэма «Помещик», история её создания и бытования привлекли внимание Бориса Львовича Модзалевского (1874-1928). Один из крупнейших русских филологов ХХ века, член-корреспондент Академии наук по отделению языка и словесности, основатель, а впоследствии старший учёный хранитель Пушкинского дома, публикатор и комментатор художественных произведений и писем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др., Модзалевский много и плодотворно занимался наследием Тургенева. Свою статью о «Помещике» он написал к переизданию поэмы, которое было осуществлено в едва ли не лучшей на тот момент типографии Петербурга - Р. Голике и А. Вильборга (подробнее о ней см. первый выпуск Библиохроники) -в 1918 году национализированной и превращённой в 15-ю Государственную, но сохранившей старое оборудование и опытных мастеров. Впрочем, новые веяния пришли и туда. Как явствует из сопроводительной статьи, первоначально предполагалось переиздать тургеневскую поэму с замечательными иллюстрациями А. А. Агина, сопровождавшими первую публикацию «Помещика». «Нельзя не пожалеть, - писал Модзалевский, - что современные нам условия типографского дела лишают нас возможности представить современному нам русскому читателю воспроизведение иллюстраций Агина к «Помещику». Однако одновременно с настоящим изданием «Помещика», в Берлине издательством А. С. Кагана выпускается издание с рисунками Агина. Ограничимся поэтому приложением к настоящей перепечатке «Помещика» нескольких оригинальных рисунков современного нам талантливого художника-графика В. М. Конашевича». (О Владимире Михайловиче Конашевиче (1888-1963) см. первый выпуск Библиохроники).
Свои размышления о малоизвестной тургеневской поэме Модзалевский закончил словами, которые странно должны были звучать в эпоху ниспровержения всего старого, но в которых выражалась его позиция большого учёного и настоящего интеллигента: «Текст Тургенева знакомит нас с прошлым, в котором были здоровые зёрна и которое заставляет нас с верою ждать всходов в будущем, скрытом от нас туманом настоящего».
Несмотря на изменение первоначального замысла, отпечатанный на станках типографии Голике и Вильборга тиражом 1000 нумерованных экземпляров, тургеневский «Помещик» с иллюстрациями Конашевича считается одним из наиболее удачных образцов молодой советской полиграфии.
Экземпляр, представленный в Библиохронике, привлекает внимание поразительной владельческой пометой ленинградского библиофила С. Г. Гасилова, указавшего на титульном листе дату и место приобретения книги: «8 августа 1943 года. Ленинград». Можно лишь низко склониться перед силой духа истинного книголюба, педантично надписывающего только что обнаруженное им редкое издание в осаждённом городе, уже пережившем две страшные блокадные зимы...
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883)
Помещик. Редакция и послесловие Б. Л. Модзалевского. Рисунки В. М. Конашевича. Петербург: [15-я Государственная типография (бывшее Товарищество Р. Голике и А. Вильборг)], 1922. 63 с. с иллюстрациями. В печатной издательской обложке. 23х17 см. В верхнем правом углу титульного л. владельческая надпись простым карандашом: «С. Гасилов. 15.VIII. 943. Ленинград». Тираж - 1000 нумерованных экземпляров.
Гасилов Сергей Гаврилович (1893-1968) - ленинградский фотохудожник и библиофил. Основатель фотографической лаборатории Государственной публичной библиотеки (1925) и лаборатории научно-прикладной фотографии и кинематографии АН СССР (1931). В 1944 году выполнил цикл фотографий блокадного Ленинграда. После войны преподавал практическую фотографию на химико-технологическом факультете Ленинградского института киноинженеров. Крупный специалист в области фотографической репродукции. Собрал библиотеку, состоявшую преимущественно из книг по истории культуры и искусства.