Издательство «Academia»: Каталог книг (1927 год) Издательство «Academia» к XVII съезду ВКП(б): Задачи, перечень изданий, план (1934 год) СССР. Издательство «Academia»: Каталог книг (1937 год)
Вся «Academia» стояла
На книжных полках у него:
Цветами радуги сияла
От Пиранделло до Прево.
Величье мысли! Строгость линий!
Вольтер. Боккачио. Челлини.
Катулл. Жорж Занд. Дефо. Бальзак.
И Сирано де Бержерак.
Так, согласно популярному стихотворному фельетону начала 1930-х годов, выглядела библиотека советского книголюба «средней руки». Сегодня, когда эпоха СССР уходит в прошлое, мы уже без боязни преувеличения говорим об изданиях «Academia» как об одной из вершин советского книгопечатания, а книги с издательской маркой работы Г. П. Любарского давно стали предметом вожделения самых взыскательных библиофилов.
Издательство «Academia» возникло в 1921 году при Философском обществе Петроградского университета как сугубо научное. В его редакционный совет вошли знаменитые учёные -Э. Л. Радлов, Н. В. Болдырев, Ф. Ф. Зелинский, А. А. Франковский. Название было призвано напоминать о знаменитой афинской академии Платона, а первый том сочинений великого философа античности стал первой книгой издательства. Однако прошло несколько лет, и идея элитарности понемногу ушла в прошлое: продолжая выпускать труды по истории и теории литературы, философии и вопросам искусства, «Academia» стала включать в свой репертуар тогдашние бестселлеры - сочинения Анри де Ренье, Жюля Ромэна, Андре Жида, Марселя Пруста, а затем и вовсе приступила к публикации читательского «ширпотреба», например биографий звёзд Голливуда. Однако даже в популярных брошюрах уровень предлагаемых читателю текстов и художественное оформление оставались неизменно высокими.
Стремясь и в издательской деятельности сохранять принцип научной систематизации, первый директор «Academia» известный юрист А. А. Кроленко предложил поддержанный его преемниками принцип объединения книг в серии - за весь период работы издательства их набралось тридцать восемь: «Поэтика», «Сокровища мировой литературы», «Социальные утопии», «Мастера стиля», «Памятники литературного быта», «Русские мемуары, письма и документы», «Города СССР», «Классики эстетической мысли», «Пушкинская серия»...Вкачестве художников-иллюстраторов «Academia» приглашала лучших книжных графиков того времени. С ней, например, сотрудничали Т. А. Маврина, Д. И. Митрохин, В. А. Милашевский, А. Ф. Сафронова, Г. Г. Филипповский и др. Для многих из них именно работа с «академическими» изданиями стала пиком достигнутого в области художественного оформления книги.
В 1923 году издательство передали Институту истории искусства, а шесть лет спустя перевели в Москву и преобразовали в Государственное акционерное общество. В мае 1932 года его возглавил Лев Борисович Каменев (1883-1936). Для него, бывшего председателя Моссовета, заместителя председателя Совнаркома, члена Политбюро, это назначение была ссылкой, наказанием, назначенным Хозяином за участие в партийной оппозиции. Тем не менее, хорошо образованный, не понаслышке знакомый с литературным трудом Каменев с азартом включился в работу. Он основал в «Academia» новую серию - «Русская литература», принял участие в подготовке и написал предисловия к вошедшим в неё герценовским «Былому и думам», «Стихотворениям» А. И. Полежаева, «Бесам» Ф. М. Достоевского. В подготовленном по его инициативе каталоге «Издательство «Academia» к XVII съезду ВКП(б)» Каменев так определил свои цели на новом посту: «Мировая художественная литература в своих лучших произведениях -сокровищница, в которой человечество в ходе классовой борьбы накопило громадные ценности. Овладеть этой сокровищницей, критически переработать её содержание, сделать его доступным строителям социалистического общества, использовать его в целях формирования нового человека бесклассового общества - такова задача «Academia». В её свете работа издательства заключается в том, чтобы снабдить нового советского читателя каноническими текстами крупнейших произведений мировой художественной и мемуарной литературы в таком научном и художественном оформлении, которое было бы достойно этих крупнейших памятников человеческого творчества и в то же время вскрывало их место в драматической истории человеческой культуры. Конечно, никогда ни одно издательство старого мира не могло подходить к мировой литературе с подобными целями».
Эти строки были напечатаны в январе 1934-го, а всего лишь год спустя известный детский писатель и литературовед К. И. Чуковский записал в своём дневнике: «Очень волнует меня дело Зиновьева, Каменева и других. Вчера читал обвинительный акт. Оказывается, для этих людей литература была дымовая завеса, которой они прикрывали свои убогие политические цели. А я-то верил, что Каменев и вправду волнуется по поводу переводов Шекспира, озабочен юбилеем Пушкина... и что вся его жизнь у нас на ладони. Мне казалось, что он сам убедился, что в политике он ломаный грош, и вот искренне ушёл в литературу - выполняя предначертания партии. Все знали, что в феврале он будет выбран в академики, что Горький наметил его директором Всесоюзного Института Литературы, и казалось, что его честолюбие вполне удовлетворено такими перспективами. Мы, литераторы, ценили Каменева: в последнее время, как литератор, он значительно вырос, его книжка о Чернышевском, редактура «Былого и дум» стоят на довольно высоком уровне. Приятная его манера общения с каждым писателем (на равной ноге) сделала то, что он расположил к себе: 1) всех литературоведов, гнездящихся в Пушкинском Доме; 2) всех переводчиков, гнездящихся в «Academia», и проч., и проч., и проч. Понемногу он стал пользоваться в литературной среде некоторым моральным авторитетом - и всё это, оказывается, было ширмой для него как для политического авантюриста, который пытался захватить культурные высоты в стране, дабы вернуть себе утраченный политический лик. Так ли это? Не знаю. Похоже, что так».
Осуждённый по делу Троцкистско-зиновьевского объединённого центра Л. Б. Каменев был расстрелян 25 августа 1936 года. Несколько месяцев спустя издательство «Academia» присоединили к Гослитиздату. За шестнадцать лет существования оно выпустило свыше 1000 наименований. Собрать их все в одной коллекции сегодня практически невозможно, хотя подобные попытки время от времени предпринимаются. Особенно ценятся экземпляры с сохранившимися суперобложками.
Издательство «Academia»: Каталог книг. Ленинград: Типография «Красной газеты» им. В. Володарского, 1927. 16 с. В издательской печатной обложке. 17,5х13 см. На с. 1 владельческая надпись карандашом: «Ю. М. Вальтер». Тираж 15 100 экземпляров. Каталог отпечатан на дешёвой газетной бумаге, а потому плохо сохранился и практически ненаходим. Вальтер Юрий Михайлович - известный московский врач и коллекционер.
Издательство «Academia» к XVII съезду ВКП(б): Задачи, перечень изданий, план. Москва; Ленинград, 1934. 118 с. В издательской печатной обложке по рисунку Ивана Фёдоровича Рерберга (1892-1957). 17х12 см. Тираж 5300 экземпляров. Из части тиража изымалось предисловие Л. Б. Каменева. Многие экземпляры были уничтожены полностью. Редкость.
СССР. Издательство «Academia»: Каталог книг, представленных на Международной Выставке 1937 года в Париже. Москва; Ленинград: [Гознак], 1937.151, [4] с. Титульный л. и текст на русском и французском языках. В издательском картонаже. Тираж 2000 экземпляров. Издание бесплатно раздавалось на Международной Выставке 1937 года в Париже.