Историческое описание города Василя Нижегородской губернии (1877 год)
Василий Кудрявцев
Уездный городок, а с 1927 года - рабочий посёлок в Нижегородской области, Васильсурск, или в народе Василь, необычайно живописен, его даже прозвали «Нижегородской Швейцарией»: жилища людей стоят прямо на холме, у слияния двух рек - Волги и Суры. По словам автора очерка, «городок особенно бывает красив во время весеннего разлива, когда луговая сторона обеих рек затопляется верст на двадцать и более».
Примыкают к Василю две рощи, одна из которых - дубовая, по преданию была насажена ещё Петром I, а другая - «цепельская», считается священной у жителей пограничной республики Мари Эл. Это место - резиденция их верховного бога Кугу Юмо. И в XXI веке каждый год в ночь на 11 сентября горные марийцы спускаются сюда, чтобы совершать свои молитвы.
Сегодня численность населения Василя едва превышает 1000 человек. «Городочек» этот хоть и крохотный, но забытый совсем незаслуженно. К сожалению, летописей и иных документов, которые могли бы достоверно обрисовать многие спорные моменты его истории, практически не сохранилось, но точно известно, что покорение этого города было важнейшим для России шагом, проложившим дорогу к покорению Казани.
Дальнейшая же его судьба - череда упадков и разорений. Первыми поселянами на этой земле, по всей вероятности, были древние марийцы: на это указывают остатки рвов, некогда окружавших крепость «Цепель», стоявшую на вершине холма. Приход же сюда русских связан с трагичным событием: массовым убийством тысячи русских купцов и российского посла на международной ярмарке в Казани. Это вызвало гнев великого князя Василия Ивановича III. Отправившись в поход на Казань, он останавливается с сыновьями в Нижнем Новгороде, отсюда он отправляет водным путем для дальнейшего продвижения казанского данника, преданного Московии, Шиг- Алея и князя Василия Шуйского, сухим же путем с конной ратью - князя Бориса Горбатого. В этом походе были опустошены неприятельские земли, пленены люди, но закончился он ничем - практически без боя была завоевана крепость в устье Суры: 1 сентября 1523 года был основан город Васильев Новгород (по имени великого князя), в дальнейшем - Васильгород или Васильсурск. Причём, согласно с духом времени, князь поначалу даже не знал об этой инициативе своих подданных. Русский же народ закладку города на вражеской стороне реки всячески журил и не понимал. Тем не менее, пограничный и укреплённый, Василь служил опорной точкой для России в её поступлениях к Востоку: в 1552 году Казань всё-таки была взята Иоанном Грозным, сыном Василия Ивановича. Да только до этого момента городу «без тыла» действительно пришлось почувствовать на себе месть разъяренных татар: в 1536 году в ночь на Рождество казанцы внезапно напали на нижегородскую область. Первым их станом оказался Васильсурск, и, имея представление о зверствах этого народа на русской земле, можно представить, каково пришлось жителям города: «обратив монастыри в пепел, неверные жили и спали в церквах, пили из святых сосудов, обдирали иконы для украшения жён своих, ...усыпали уголья в сапоги инокам и заставляли их плясать, оскверняли юных монахинь, и что всего ужаснее - многих приводили в веру свою, а сии несчастные сами гнали христиан, как лютые враги их».
Историки предполагают также, что первая на Руси ярмарка зародилась именно здесь и просуществовала формально без малого целое столетие. Издревле русские и иноземные народы - татары, персы и армяне обменивались товаром на международной Арской ярмарке в Казани: мы сбывали, главным образом, меха, сами же закупали в основном татарскую рыбу, в особенности белугу, которая водилась на казанской стороне Волги. Но с возникновением Василя следует царский запрет на торговлю: с одной стороны, боясь заграничных нападений на русских купцов, с другой - желая возвеличить новообразованный город, царь велит вести торговлю именно в нём. Эта ярмарка не была крупной: «Василь, с наездами сюда восточных племен, мог быть одинаково опасен как для Казанцев, так и для русских, съехавшихся сюда для торговли, и потому невыгоды положения были общия и для чужеземцев, и для самих русских».
Но если в городе проводится ярмарка, то город должен быть «крупным». А был ли таким Василь? Автор очерка слышал о плане Василя времен Ивана Грозного: на нём обозначено большое количество строений и семь церквей; но сегодня этот рабочий поселок имеет весьма скудный архитектурный ансамбль. Вся причина в реках, а в особенности - Суре, которая имеет прибой, силы которого было достаточно, чтобы каждый год сносить небольшие деревянные домики, стоящие наиболее близко к реке. Землю же в горе помимо прочего подтачивают разрушительные ключи. Так крепость простояла всего 33 года. Таким же образом была разрушена прямо во время службы и почитаемая васильчанами церковь. Да только многие из них в это не верят, а верят укоренившемуся и трогательному преданию: церковь стала невидимой и была чудесным образом перенесена за Волгу в леса, на озеро Нестеяр, в котором живет семь иноков. «Как скоро один из них умирает, приходит на место его благочестивый человек, которому монастырь делается видимым. Рассказывают, что порой в невидимом монастыре слышен колокольный звон, а иногда-де находят отверстие во внутренности горы, находящейся вблизи озера: это отверстие считается входом в невидимый монастырь». Кроме того, у жителей есть и такое поверье: «этот монастырь в конце мира сделается видимым и при нём будет первая в свете ярмарка».
Ещё со времени покорения Казани Василь потерял своё военное значение (с 1550 года эта роль принадлежит Свияжску - городу, расположенному наиболее близко к Казани), утрачивает вскоре город и торговое значение.
Потерпев незначительные волнения во время волжских походов Степана Разина, Василь лишается воевод, а равно и артиллерии. Он становится незначительным посадом, или даже посёлком. Во второй половине XIX в. город являет собой тихую и спокойную местность, с самым низким, в сравнении с соседскими городами, уровнем преступности. Возникшее было корабельное производство к этому времени полностью исчезло, крупные промыслы - отсутствуют. Но есть училища - женское и мужское. Жители получают образование и зарабатывают - кто как может. Причём женщина-мещанка (мещанство - господствующий класс города) разделяет вполне все условия жизни мужчины. Про неё можно сказать, что «она даже более, чем мужчина, трудолюбива, в хозяйстве, садоводстве она проявляет деятельное и едва ли не главное участие».
Умели местные жители и развлекаться. Летом здесь, как и везде, девушки водили хороводы и пели по вечерам, «хотя пение не всегда бывает гармонично по той визгливости, которую некоторыя из них себе позволяют». Любовь к пению здесь вообще сильно распространена: «мужчины-работники, в праздничное время, идут, за недостатком других развлечений, в питейные дома, откуда они выходят частенько тоже с песнями, только подобное пение имеет за собою уже все признаки поражающего ухо диссонанса».
Но не только «певцами» знаменит этот городок, поражающий величием природы, он привлекал многих русских художников: Исаак Левитан и Иван Шишкин создали здесь многие из своих дивных картин. Город запомнил это, назвав Шишкиным мысом одно из красивейших своих мест. На рубеже веков здесь, в домике на горе под названием «орлиное гнездо», отдыхал Максим Горький, отсюда он посылает письмо своему другу - художнику Г.Ф. Ярцеву: «Дядя Гриша! Красок бери с собой по полупуду, не меньше. Картины здесь сами на полотно полезут, мы же будем в чушки играть! Вразуми тебя господи скорее окончить колебания твои. Волга ждёт. Она обижена - на Енисей чёрт носил художника, а её, матушку, обошёл! Нехорошо».
В советские годы городу Василю придаётся большое значение как зоне отдыха: в 30-е годы здесь создали парк: высадили березы и проложили дорожки, он производил на всех приезжих впечатление светлого и гармонично вписавшегося украшения местной природы. Чуть позже здесь были построены детский туберкулёзный санаторий и 2 дома отдыха. По сей день город вызывает интерес туристов, но попасть в него можно только на пароме, следующем из поселка Лысая гора: междугородние автобусы в эту зеленую «глухомань» не ходят, как и городской транспорт не стал для неё привычным.
Кудрявцев Василий Филиппович (1843-1910)
Историческое описание города Василя Нижегородской губернии. Нижний Новгород: Типография Нижегородского губернского правления, 1877. [4], 100 с.; 3 л.ил., [4]с. На обложке и шмуцтитуле дарственная надпись от автора в Императорское общество истории и древностей. 25x15,5 см.