Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Monday, November 25, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Историческое описание города Василя Нижегородской губернии (1877 год)

Историческое описание города Василя Нижегородской губернии (1877 год)

Василий Кудрявцев

Уездный городок, а с 1927 года -  рабочий посёлок в Нижегород­ской области, Васильсурск, или в народе Василь, необычайно живописен, его даже прозвали «Нижегородской Швейцарией»: жилища людей стоят прямо на холме, у слияния двух рек - Волги и Суры. По словам автора очерка, «городок особенно бывает красив во время весен­него разлива, когда луговая сторона обеих рек затопляется верст на двадцать и более».

Примыкают к Василю две рощи, одна из которых - дубовая, по преданию была насажена ещё Петром I, а другая - «цепельская», считается священной у жителей пограничной респу­блики Мари Эл. Это место -  резиденция их верховного бога Кугу Юмо. И в XXI веке каждый год в ночь на 11 сентября горные марийцы спускаются сюда, чтобы совер­шать свои молитвы.

Сегодня численность населения Василя едва превышает 1000 человек. «Городочек» этот хоть и крохотный, но забытый совсем незаслуженно. К сожалению, летописей и иных документов, которые могли бы достоверно обрисовать мно­гие спорные моменты его истории, практиче­ски не сохранилось, но точно известно, что покорение этого города было важнейшим для России шагом, проложившим дорогу к покоре­нию Казани.

Дальнейшая же его судьба - череда упадков и разорений. Первыми поселянами на этой земле, по всей вероятности, были древние марийцы: на это указывают остатки рвов, некогда окружавших крепость «Цепель», стояв­шую на вершине холма. Приход же сюда рус­ских связан с трагичным событием: массовым убийством тысячи русских купцов и россий­ского посла на международной ярмарке в Казани. Это вызвало гнев великого князя Васи­лия Ивановича III. Отправившись в поход на Казань, он останавливается с сыновьями в Ниж­нем Новгороде, отсюда он отправляет водным путем для дальнейшего продвижения казан­ского данника, преданного Московии, Шиг- Алея и князя Василия Шуйского, сухим же путем с конной ратью - князя Бориса Горбатого. В этом походе были опустошены неприятель­ские земли, пленены люди, но закончился он ничем - практически без боя была завоевана крепость в устье Суры: 1 сентября 1523 года был основан город Васильев Новгород (по имени великого князя), в дальнейшем - Васильгород или Васильсурск. Причём, согласно с духом времени, князь поначалу даже не знал об этой ини­циативе своих подданных. Русский же народ закладку города на вражеской сто­роне реки всячески журил и не понимал. Тем не менее, пограничный и укреплён­ный, Василь служил опор­ной точкой для России в её поступлениях к Востоку: в 1552 году Казань всё-таки была взята Иоанном Гроз­ным, сыном Василия Ивано­вича. Да только до этого момента городу «без тыла» действительно пришлось почувствовать на себе месть разъяренных татар: в 1536 году в ночь на Рождество казанцы внезапно напали на нижегородскую область. Первым их станом оказался Васильсурск, и, имея представление о зверствах этого народа на русской земле, можно представить, каково пришлось жителям города: «обратив монастыри в пепел, неверные жили и спали в церквах, пили из святых сосу­дов, обдирали иконы для украшения жён своих, ...усыпали уголья в сапоги инокам и заставляли их плясать, оскверняли юных монахинь, и что всего ужаснее - многих приводили в веру свою, а сии несчастные сами гнали христиан, как лютые враги их».

Историки предполагают также, что первая на Руси ярмарка зародилась именно здесь и про­существовала формально без малого целое сто­летие. Издревле русские и иноземные народы - татары, персы и армяне обменивались товаром на международной Арской ярмарке в Казани: мы сбывали, главным образом, меха, сами же закупали в основном татарскую рыбу, в особен­ности белугу, которая водилась на казанской стороне Волги. Но с возникновением Василя следует царский запрет на торговлю: с одной стороны, боясь заграничных нападений на рус­ских купцов, с другой - желая возвеличить новообразованный город, царь велит вести тор­говлю именно в нём. Эта ярмарка не была круп­ной: «Василь, с наездами сюда восточных пле­мен, мог быть одинаково опасен как для Казан­цев, так и для русских, съехавшихся сюда для торговли, и потому невыгоды положения были общия и для чужеземцев, и для самих русских».

Но если в городе проводится ярмарка, то город должен быть «крупным». А был ли таким Василь? Автор очерка слышал о плане Василя времен Ивана Грозного: на нём обозначено большое количество строений и семь церквей; но сегодня этот рабочий поселок имеет весьма скудный архитектурный ансамбль. Вся при­чина в реках, а в особенности - Суре, которая имеет прибой, силы которого было достаточно, чтобы каждый год сносить небольшие деревян­ные домики, стоящие наиболее близко к реке. Землю же в горе помимо прочего подтачивают разрушительные ключи. Так крепость просто­яла всего 33 года. Таким же образом была раз­рушена прямо во время службы и почитаемая васильчанами церковь. Да только многие из них в это не верят, а верят укоренившемуся и трога­тельному преданию: церковь стала невидимой и была чудесным образом перенесена за Волгу в леса, на озеро Нестеяр, в котором живет семь иноков. «Как скоро один из них умирает, при­ходит на место его благочестивый человек, которому монастырь делается видимым. Рас­сказывают, что порой в невидимом монастыре слышен колокольный звон, а иногда-де находят отверстие во внутренности горы, находящейся вблизи озера: это отверстие считается входом в невидимый монастырь». Кроме того, у жителей есть и такое поверье: «этот монастырь в конце мира сделается видимым и при нём будет пер­вая в свете ярмарка».

Ещё со времени покорения Казани Василь потерял своё военное значение (с 1550 года эта роль принадлежит Свияжску - городу, располо­женному наиболее близко к Казани), утрачи­вает вскоре город и торговое значение.

Потерпев незначительные волнения во время волжских походов Степана Разина, Ва­силь лишается воевод, а равно и артиллерии. Он становится незначитель­ным посадом, или даже посёлком. Во второй по­ловине XIX в. город яв­ляет собой тихую и спо­койную местность, с самым низким, в сравнении с со­седскими городами, уров­нем преступности. Воз­никшее было корабель­ное производство к этому времени полностью ис­чезло, крупные про­мыслы - отсутствуют. Но есть училища - женское и мужское. Жители полу­чают образование и зара­батывают - кто как может. Причём женщина-ме­щанка (мещанство - гос­подствующий класс го­рода) разделяет вполне все условия жизни мужчины. Про неё можно сказать, что «она даже более, чем мужчина, трудолюбива, в хо­зяйстве, садоводстве она проявляет деятель­ное и едва ли не главное участие».

Умели местные жители и развлекаться. Летом здесь, как и везде, девушки водили хороводы и пели по вечерам, «хотя пение не всегда бывает гармонично по той визгливости, которую некоторыя из них себе позволяют». Любовь к пению здесь вообще сильно распространена: «муж­чины-работники, в праздничное время, идут, за недостатком других развлечений, в питей­ные дома, откуда они выходят частенько тоже с песнями, только подобное пение имеет за собою уже все признаки поражающего ухо дис­сонанса».

Но не только «певцами» знаменит этот горо­док, поражающий величием природы, он при­влекал многих русских художников: Исаак Левитан и Иван Шишкин создали здесь многие из своих дивных картин. Город запомнил это, назвав Шишкиным мысом одно из красивей­ших своих мест. На рубеже веков здесь, в домике на горе под названием «орлиное гнездо», отды­хал Максим Горький, отсюда он посылает письмо своему другу - художнику Г.Ф. Ярцеву: «Дядя Гриша! Красок бери с собой по полупуду, не меньше. Картины здесь сами на полотно полезут, мы же будем в чушки играть! Вразуми тебя господи скорее окончить колебания твои. Волга ждёт. Она обижена - на Енисей чёрт носил художника, а её, матушку, обо­шёл! Нехорошо».

В советские годы городу Василю придаётся большое значение как зоне отдыха: в 30-е годы здесь создали парк: высадили березы и проло­жили дорожки, он производил на всех приезжих впечатление светлого и гармонично впи­савшегося украшения местной природы. Чуть позже здесь были построены детский туберкулёзный санаторий и 2 дома отдыха. По сей день город вызывает интерес тури­стов, но попасть в него можно только на пароме, следующем из поселка Лысая гора: между­городние автобусы в эту зеле­ную «глухомань» не ходят, как и городской транспорт не стал для неё привычным.

 


Кудрявцев Василий Филиппович (1843-1910)

Историческое описание города Василя Нижегородской губернии. Нижний Новгород: Типография Нижегородского губернского прав­ления, 1877. [4], 100 с.; 3 л.ил., [4]с. На обложке и шмуцтитуле дарственная надпись от автора в Императорское общество истории и древностей. 25x15,5 см.

Previous Article Павловск. Очерк истории и описание (1877 год)
Next Article История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественной историей (1880 год)
Print
1789 Rate this article:
No rating
 

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top