Историческое описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах (1818 год)
[Павел Соколов]
«Одна кисть Рафаэля и перо псалмопевца Давида могут изобразить картину сего великого торжества. Картину, истинной в сердцах ко Всевышнему благодарности не только одной России, но и целого света. Памятник сей воздвигается во славу Бога, спасшего Вселенную от ига жестокого и страшного угнетателя Европы, поколебавшего престолы, разорившего царства» - так начиналась книга «Историческое описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах», вышедшая всего лишь через три с небольшим месяца после описываемых событий. Закладка храма состоялась 12 октября 1817 года (ровно через пять лет после того, как «французы на сие число в ночи оставили Москву и пошли по Калужской дороге»), а уже 17 декабря «ординарный» профессор Московского университета Михаил Снегирёв дал цензурное разрешение на публикацию описания церемонии, подготовленного П. И. Соколовым.
Идея возведения храма Христа Спасителя родилась сразу после изгнания французов из России и впервые прозвучала в датируемом 17 декабря 1812 года письме дежурного генерала штаба 1-й Западной армии Петра Андреевича Кикина (1775-1834) государственному секретарю Александру Семёновичу Шишкову (1754-1841), находившемуся в тот момент в свите императора Александра I: «Несметная неприятельская сила, по малой мере из пятнадцати народов разных соединённая, наводнявшая, так сказать, Россию в течение двадцати восьми недель, совершенно исчезла, и гордый завоеватель и повелитель всей Европы, достигший с Москвою, казалось, последней цели своей, видит себя с одним слабым прикрытием в руках наших, помышляя единственно о личном спасении своём... Кто из нас не воссылает тёплых молитв ко Всевышнему? Чьё сердце не преисполнено благодарности к Богу, единственному Спасителю нашему? Кто не чувствует сердечной необходимости ознаменовать признательность свою к милосердию его, давно покровительствующему нам? Конечно, все и каждый, сие бесспорно!.. Все вообще кричат: "Должно соорудить монумент!" Согласен и во всех отношениях нахожу сие нужным и даже необходимым. Но вот беда, чтоб согласиться, какой? Иной говорит: обелиск, пирамиду - другой, а колонну - третий и так далее... Я мыслю, что памятник соответствовать должен во всём цели своей и времени, то есть когда и для чего воздвигнут. Война сия, по-видимому долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей её и даже самой Веры, не есть обыкновенная, почему и памятник должен быть таковой же. Провидение Божие с помощью Веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник ему принадлежит... Обелиски, пирамиды и тому подобное льстят надменности и гордости человеческой, но нимало не удовлетворяют благородному, благодарности преисполненному сердцу христианина. Итак, сердце моё и ум согласно требуют воздвигнуть Храм Спасителю в Москве под именем Спасского собора, который один может удовлетворить во всех отношениях ожидание каждого... Храм Спасителю на великолепной площади, на площади сей из неприятельских пушек сделать искусственную ограду или что другое. В оном храме непременно должно соорудить придел усопших на поле чести, коих имена вырезать на досках медных... Надпись на фронтоне, по моим мыслям, придумана лучше быть не может и сообразнее цели всего памятника, как "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу"».
Идея Кикина была пересказана Шишковым императору и настолько тому понравилась, что в Манифесте от 25 декабря 1812 года, написанном в Вильно, Александр I возвестил о сооружении храма Христа Спасителя в Москве: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в своё время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовию и подражанием к делам их предков».
Уже в самом начале 1813 года был объявлен конкурс на создание этого храма. На призыв участвовать в нём откликнулись около двадцати архитекторов и один не архитектор. Этим единственным оказался Карл Магнус Витберг, живописец, окончивший Академию художеств в 1808 году и оставленный при ней в качестве помощника профессора для обучения в натурном классе. Идея построить храм Христа Спасителя захватила его, о чём он позднее рассказал в своих «Записках»: «По окончании европейской войны император Александр Благословенный в Вильне 1812 года, 25 декабря, издал манифест, коим он возвещал народу своему о желании воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву и благодарение Искупителю рода человеческого за искупление России. Храм во имя Христа Спасителя! Идея новая. Доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, какого-нибудь святого, но тут явилась мысль всеобъемлющая - она и могла только явиться государю, проникнутому чувством религиозным, каков тогда был император Александр. Я понимал желание Александра, и в душе артиста оно должно было найти верный отголосок. К сему присоединялось ещё одно чувство: я пламенно желал, чтоб храм сей удовлетворил требованию царя и был достоин народа. Россия, мощное, обширное государство, столь сильно явившееся в мире, не имеет ни одного памятника, который был бы соответствен её высоте. Я желал, чтоб этот памятник был таков. С восторгом видел я мысль Александра воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя: эти три слова раскрыли мне новую жизнь императора, искушаемого бедствиями и скорбями. Я видел его высокое христианское одушевление - и вот начало первого желания удовлетворить требованию царя достойным храмом. Могли ли его удовлетворить обыкновенные храмы, в числе которых множество произведений высоко изящных, но созданных без всякой религиозной идеи?.. Вот требования нового храма: чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи».
Витберг работал над своим проектом два года, после чего представил его и его обоснование на конкурс. О ходе своих рассуждений он писал: «Я вообразил себе Творца точкою. Назвав её единицею, Богом, поставил циркуль и очертил круг, коего центр эта точка, а периферию назвал множественностью - творением. Итак, я имел единицу и множественность, Творца и творение. Как эта точка может соединиться с перифериею? Наблюдая за черчением, я видел, что расходящиеся ножки циркуля делают прямую линию, коих бесконечное множество одной величины составляют круг и которые все, пересекаясь в центре, составляют кресты, и, следственно, крестом соединяется с Творцом природа. Таким образом, я получил три формы: линию, крест и круг, составляющие одну таинственную фигуру, совершенно успокоившую меня... Я мгновенно решил воспользоваться сим открытием и приспособить её к храму... Форму линии в природе наилучше выражает параллелограмм... Сию форму я присвоил первому храму, названному храмом телесным... Храм телесный украшен во вкусе только греческом большим барельефом, занимающим обе стены, этот барельеф заключает в себе историю смерти апостолов и Христа. К сему телесному храму почёл я приличным примкнуть воспоминания о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество, то есть богатую катакомбу, которая предала бы потомству память всех убиенных за Отечество воинов, имена коих от солдата до военачальника должны были быть написаны на стенах катакомбы. Телесный храм оканчивается катакомбою, находящейся в середине фундамента второго храма. Нижний храм посредством внутренних лестниц соединялся со вторым храмом, храмом душевным, или моральным. Форма сего храма должна была состоять из креста: как первый состоял из линии, так второй из пересечения двух линий. Как форма параллелограмма приличествовала смертному телу, так форма креста приличествует душе, то есть телу, оживлённому духом, составляющим настоящую нашу жизнь и действование. В этом среднем храме алтарь должен освящаться Преображением Христовым... Как в нижнем храме составляет украшение смерть, так здесь - жизнь, то есть барельеф, окружающий весь второй храм, должен заключать жизнь и деяния Христа и его апостолов. Из второго храма ведут лестницы в третий, верхний, составляющий храм духовный (Божественный). Как второй храм состоял из креста, который есть следствие линии, так третий состоит из чистого круга, следствия креста. Сверх того, как круг не имеет ни начала, ни конца, то он есть лучшая линия для выражения бесконечности. Как крест объясняется в отношении к душевной части, так здесь перифериею выражается дух (насколько материя может выразить оный). Здесь алтарь освящается чрез воскресение Христа Спасителя. Самый же храм ярко освещён, насколько архитектура дозволяет оное, чтобы как нижний должен быть мрачен, так храм духа - самый яркий, и сей-то храм духовный сообщает свет храму душевному... Как во втором храме украшения были из деяний апостольских, относящиеся к душевным свойствам, так здесь барельеф, окружающий сей храм, представляет историю Спасителя в виде духа, то есть те случаи, кои были после воскресения, когда Христос является в духовном теле, - является ученикам, и, наконец, вознесение как отшествие из сего мира. Таким образом, в храме выражалась и изображалась вся история Спасителя, имени коего он посвящался. Такова идея этого тройственного храма относительно внутренних его частей, но наружность его должна была представлять одно целое, единое здание. Так как внутренний храм должен был представить духовного человека, так и наружный должен был не отрываться от сей идеи в своей общности. Идея главного входа с нижней площади храма состояла в том: лестница разделяет большую террасу на две половины, с террасы вход в нижний храм и с обеих сторон уступы, ведущие на верхнюю площадь ко второму храму. Идея их следующая. Вокруг сквозной чугунной колоннады, поддерживающей главный купол храма железной конструкции, кольцеобразно с каждой стороны - пять статуй главнейших добродетелей. С одной стороны добродетели Ветхого завета, с другой -Нового завета, означающие, что для того чтобы войти в истинный храм Христов, в самого себя, нельзя войти без прохождения главнейших добродетелей, которым научаемся из двух заветов и которые суть следующие: вера, надежда, любовь, чистота и смирение. Для большей ясности тут должны были быть означены тексты Священного писания. Таким образом, и сама терраса невольно назидала бы проходящего. Наружность второго храма украшена одними изображениями пророков, свидетельствовавших ещё в ветхозаветном храме о пришествии Христа, но которые сами не могли быть в храме новом. Соображаясь с догматами церкви, сделан обход кругом второго храма, где бы могли совершать все процессии, не терпя препятствий от погоды. Третий храм, духовный, украшают духовные существа - ангелы, окружая весь храм в верхней его части. Весь стиль храма надлежало избрать в греческом характере, который своей правильностью и изящностью форм придавал возможное величие зданию, поражая своею простотою. Согласно местности, примыкалась к нижнему храму колоннада, составляющая как бы бок горы. Стена её украшена барельефами истории побед 1812 года с помещениями под ними важнейших реляций и манифестов. По концам её два памятника из завоёванных пушек, которые впоследствии времени переменились в обелиски».
В 1815 году конкурсные проекты рассматривал Александр I. Проект Витберга привлёк внимание императора, и художник был приглашён для дачи пояснений. Годы спустя он вспоминал: «Государь обратился ко мне и с необыкновенной благосклонностью сказал мне: "Я рассматривал ваш проект и с нетерпением жду слышать объяснение". Я поспешил подойти к столу... Государь указал мне на стул, с другой стороны стоявший, но я этим не воспользовался и, стоя с правой стороны, начал своё объяснение. Александр слушал с необычайным вниманием, часто глядя мне в глаза, остерегался прерывать мою речь и тогда только спрашивал повторения, когда недослышал чего. Переспрашивая что-то, государь указывал рукою на плане. Пламенно объясняя, я сдвинул руку императора и был до того увлечён, что даже забыл извиниться и впоследствии уже догадался о несообразности сего действия. Пред окончанием я заметил слезу на глазах Александра. Цари редко плачут! Вот была полная награда для меня, которую нельзя променять на ордена и отличия. По окончании полного объяснения он сказал: "Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтоб он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлён какой-либо религиозной идеею. Но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтоб кто-либо [был] одушевлён ею. И потому скрывал своё желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в число которых есть весьма хорошие, но всё вещи самые обыкновенные. Вы же заставили камни говорить"».
Проект Витберга был утверждён. После рассмотрения нескольких вариантов местом для строительства избрали Воробьёвы горы, в связи с чем в проект внесли необходимые изменения. О дальнейших событиях Витберг пишет: «Летом 1817 года я имел счастье представить государю обработанный проект... Государь остался весьма довольным переменами, сделанными мною в чертеже... Было положено, чтоб я отправился в Москву для приготовления фундамента для закладки храма. Проложив главную проекционную линию и очистив косогор от кустарников, чтобы можно было дойти свободно до места, где надлежало положить первый камень, я просил [архиепископа] Августина лично окропить и благословить место закладки».
Как раз описанию закладки храма и посвящена представленная в Библиохронике книга Павла Ивановича Соколова. Она была напечатана в 1818 году в известной московской типографии Августа Семена.
Труд Соколова содержит множество интереснейших сведений о том, как готовились и проходили торжества. На церемонию потратили 24 тысячи рублей. Началась она литургией в церкви в честь Иконы Божией Матери Тихвинской, что в Малых Лужниках (разрушена в 1950-е годы при строительстве стадиона). «Войско было расставлено от самого Кремля до подошвы Воробьёвых гор, по одной стороне в четыре ряда». Службу в присутствии «государя императора, государынь императриц, великого князя и его королевского высочества прусского принца Вильгельма» проводил «его высокопреосвященство и кавалер архиепископ Дмитровский Августин». В ней принимали участие более 30 протоиереев, около 300 священников и 200 дьяконов. «По окончании литургии начался крестный ход на место заложения храма. Впереди несены были хоругви и чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, за ними шли два хора певчих, потом духовенство, коего было более пяти сотен человеке, затем шествовал государь император со всею августейшей фамилией. в сопровождении придворных, военных и статских особ при колокольном звоне, полковой музыке пред взором 50 тысяч войска и более 400 тысяч жителей».
Через реку к Воробьёвым горам были переброшены два понтонных моста. На месте закладки соорудили террасу, к ней проложили дорогу, от которой к террасе шла лестница. «В середине сей террасы находился амвон в виде параллелограмма о трёх ступенях, на коем изготовлен был выдолбленный гранитный кубический камень мерою в один аршин и шесть вершков (97,5 см), вода в нарочно изготовленном серебряном сосуде для освящения оного, места для чудотворных икон». Гранитный камень имел специально выдолбленное углубление.
И лестницу, и амвон, и место, где должны были находиться иконы, устлали красным сукном, а на террасе сделали «палатку с камином, которая убрана была лучшей мебелью и устлана дорогими коврами». На террасе архиепископ Августин «под молебное пение» совершил водосвятие и окропил место для первого камня. «После чего господин академик Витберг, сочинитель плана и фасада сего храма, поднёс его императорскому величеству вызолоченную медную крестообразную доску со следующей надписью: "В лето 1817-е, месяца октября, в 12 день, повелением Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Елисавете Алексеевне, при матери Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, при Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Константине Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Анне Феодоровне, при Благоверном Государе и Великом Князе Николае Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Феодоровне, при Благоверном Государе и Великом Князе Михаиле Павловиче, при Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Павловне и супруге Её, при Благоверной Государыне, Королеве Вюртембергской Екатерине Павловне и супруге Её, при благоверной Государыне Великой Княгине Анне Павловне и супруге Её заложен сей храм Господу нашему Спасителю Иисусу Христу во славу Пресвятого Имени и в память неизглаголанных милостей, какие благоволил явить нам, даровав спасение любезному Отечеству нашему в 1812-е лето и прославив в нас крепкую десницу Свою, сокрушающую брани. При заложении храма благоволил присутствовать Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Александр Павлович, супруга Его Благочестивейшая Государыня Императрица Елисавета Алексеевна, Матерь Его Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна, Благоверный Государь Великий Князь Николай Павлович, супруга его Благоверная Государыня Великая Княгиня Александра Феодоровна и Его Королевское Высочество Прусский принц Вильгельм. При сем священнодействовал управляющий московскою митрополиею архиепископ Дмитровский Августин. План и фасад храма сочинял академик Карл Витберг, коему и производство строения Высочайше поручено.
Господи Спасителю наш! Призри с высоты святые на место сие, избери его в жилище Себе и благослови дело рук наших"». Кроме закладной доски, в гранитный камень были помещены семь мраморных камней, «на коих следующие были надписи - на 1-м: Александр I, Император Всероссийский; на 2-м: Императрица Елисавета Алексеевна; на 3-м: Императрица Мария Феодоровна; на 4-м: Принц Прусский Вильгельм; на 5-м: Великий Князь Николай Павлович; на 6-м: Великая Княгиня Александра Феодоровна; на 7-м: управляющий московской митрополией Преосвященный Августин». После того как архиепископ Августин произнёс речь, крестный ход пустился в обратный путь к церкви в честь Иконы Тихвинской Божией Матери. Церемония закончилась около трёх часов пополудни.
Помимо текста о торжествах, в книгу Соколова включено также описание будущего храма, составленное им со слов Витберга: «Главный размер сего великого храма есть следующий: высота всего строения, считая от подошвы горы до креста, около 110 саженей (234,696 м), лестница шириною более 50 саженей (106,68 м), начинается в 70 саженях (149,352 м) от предположенной у сего места набережной Москвы-реки и продолжается через 5 огромных уступов, которые, служа основанием сему зданию, ведут до половины горы, где уже сделана закладка нижнего храма, посвящённого пришествию во плоти Бого-человека, то есть Рождеству Христову. Оный возвысится до вершины горы на 15 саженей (32,004 м), куда и лестница, разделяясь на две стороны, берёт новый оборот. Там начинается храм Преображения Христова с богатым предхрамием, или обходом, шириною до 5 (10,668 м) саженей, а длиною с каждой стороны до 80 саженей (170,668 м). Над сим храмом вокруг огромного купола, имеющего до 25 саженей (53,34 м) поперечнику, будет третий, или верхний храм Воскресения Христова. Форма нижнего храма представляет параллелограмм, среднего - квадрат и равноконечный крест, верхнего же - вид кольца. Храм сей будет о 5 главах, из коих в четырёх меньших поместится 48 колоколов, составляющих четыре гармонических музыкальных аккорда, торжественным звоном коих в особенности возвещаться будет праздник Светлого Христова Воскресения. Вышина сей части храма, считая от поверхности горы до креста, составит 80 саженей (170,668 м). По обеим сторонам нижнего храма, вмещающего в себя память жертвы 1812 года, служащей поводом к сооружению памятника сей эпохи, распространится колоннада до 300 саженей (640,08 м), по концам которой поставлены будут два памятника вышиной до 50 саженей (106,68 м): один из пушек, завоёванных от Москвы до границы отечественной, а другой из пушек, завоёванных от оной до Парижа. Таков будет храм Христа Спасителя, который удивит Вселенную своим великолепием».
На первых порах казалось, что и архитектора, и его детище действительно ожидает блистательное будущее. В тот же день, когда была произведена закладка храма, Витбергу пожаловали чин коллежского асессора. Он вспоминал: «Мне также было объявлено поручение государя императора, что хотя бы я и не имел надобности в присоединении к греческой церкви, но теперь он видит в том нужду для народа, если это согласно с собственным моим желанием. Я согласился. Так как в греко-российской церкви имени Карла не существует, то я принял имя Александра, ибо и сам император изъявил желание быть восприемником». 24 декабря 1817 года состоялось крещение, и Карл Магнус стал Александром Лаврентьевичем.
В июле 1820 года по рескрипту Александра I была образована комиссия для производства строения храма из двух первенствующих и двух непременных членов. Первенствующими членами стали митрополит московский Серафим и московский военный генерал-губернатор князь Д. В. Голицын. Витберг, в звании директора строения и экономической части, считался непременным членом комиссии. О её работе непосредственно императору докладывал министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын. Работы начались: рылись котлованы, шла добыча мрамора, казна покупала окрестные земли и привлекала для постройки крестьян.
Однако со смертью Александра I строительство прекратили. Было объявлено о том, что почвы на Воробьёвых горах недостаточно надёжны. Одновременно проводились финансовые проверки. В редакционной статье журнала «Русская старина» (1876. Кн. 10), сопровождавшей публикацию автобиографии Витберга, говорилось: «Чиновники контроля... начли до 900 000 рублей разного рода растрат и передач во вред казны... Дело это тянулось около десяти лет и окончено было в 1835 году. Все лица, бывшие под судом, в том числе и Витберг, признаны виновными "в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне". В вознаграждение таковых ущербов, исчисленных до 580 000 рублей, описаны были имения подсудимых, сверх того Витберг был сослан в том же, 1835 году, в Вятку».
В Вятке Александр Лаврентьевич познакомился с другим ссыльным - А. И. Герценом, который впоследствии посвятил ему отдельную главу в книге «Былое и думы»: «Свинцовая рука царя не только задушила гениальное произведение в колыбели, не только уничтожила самое творчество художника, запутав его в судебные проделки и следственные полицейские уловки, но она попыталась с последним куском хлеба вырвать у него честное имя, выдать его за взяточника, казнокрада. Два года с половиной я прожил с великим художником и видел, как под бременем гонений и несчастий разлагался этот сильный человек, павший жертвою приказно-казарменного самовластия, тупо меряющего всё на свете рекрутской меркой и канцелярской линейкой. Нельзя сказать, чтоб он легко сдался, он отчаянно боролся целых десять лет, он приехал в ссылку ещё в надежде одолеть врагов, оправдаться, он приехал, словом, ещё готовый на борьбу, с планами и предположениями. Но тут он разглядел, что всё кончено... Удивительный человек, он всю жизнь работал над своим проектом. Десять лет подсудимости он занимался только им; гонимый бедностью и нуждой в ссылке, он всякий день посвящал несколько часов своему храму. Он жил в нём, он не верил, что его не будут строить: воспоминания, утешения, слава - всё было в этом портфеле артиста».
Судьба задуманного Витбергом храма оказалась не менее трагична. Уже в 1827 году на месте возведённых стен, служебных построек и казарм для рабочих была создана московская пересыльная тюрьма. Через неё проходили арестанты, ссылаемые из 24 губерний: примерно по 6 тысяч человек в год.
И всё-таки Витбергу удалось построить свой Храм. Им стал собор Святого Благоверного князя Александра Невского в Вятке. «Мы слышали от очевидца события, что Витберг во всё время закладки храма рыдал, как дитя! - писал в своих заметках известный историк Пётр Владимирович Алабин. - Кто объяснит нам глубокое и горькое значение этих слёз? Что совершалось с Витбергом в эти мгновения? Пред очами души его не проносилась ли другая закладка, при иной обстановке, в присутствии царей и сонма царственных особ, пред лицом всей Москвы, живой и каменной, пред лицом лучших представителей войск, едва возвратившихся с пути мировых побед? Не вспоминался ли ему тот светлый ореол, которым его окружала слава, та безвозвратно прожитая жизнь без счастья видеть олицетворение своей лучшей идеи, которая осталась бы достойным памятником грядущим поколениям, обессмертив бы и его имя? Не представилось ли ему, что и этому храму так же не суждено построиться, как и тому, на создание проекта которого потрачены им лучшие силы?.. Но успокойся, тень незабвенная, имя твоё пройдёт в потомство, собор Александровский своею величавой красотой даст ему ясный намёк на твой удивительный гений».
В 1937 году по решению городских властей храм Александра Невского в Вятке (к тому времени переименованной в Киров) взорвали. Часть украшавшего его облицовочного мрамора отправили в Москву на строительство Дворца Советов. Этот грандиозный административный комплекс должен был занять, но так и не занял место разрушенного в 1931 году храма Христа Спасителя, заложенного в 1839 году неподалёку от московского Кремля и построенного по проекту архитектора К. А. Тона.
Соколов Павел Иванович
Историческое описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах при Высочайшем присутствии Его Императорского Величества государя императора Александра Павловича, государыни императрицы Елисаветы Алексеевны, государыни императрицы Марии Феодоровны, государя Великого князя Николая Павловича и Его Королевского Высочества Прусского принца Вильгельма 1817 года 12 октября. Москва: В типографии Августа Семена, 1818. 1 л. гравированный фронтиспис (план храма Христа Спасителя), 1 л. титул, 1 л. посвящение, 49 с., 1 л. вплетённая акварель: вид закладочного камня. В цельнокожаном переплёте времени издания. На крышках золототиснёные орнаментальные рамки, в центре тиснённый золотом российский герб: двуглавый орёл под императорской короной. На корешке богатый золототиснёный узор. Форзацы «мраморной» бумаги. Тройной красный обрез. 18,5х11 см. В верхнем левом углу переднего форзаца экслибрис Александра I (плохо пропечатан, напоминает пробный оттиск). В нижнем левом углу переднего форзаца ярлык с надписью от руки «орешковыми» чернилами: «Шк. 44. 65». Книга считалась библиографической редкостью ещё в XIX веке. В 1876 году при публикации автобиографии А. Л. Витберга в журнале «Русская Старина» (Кн.9) отмечалось: «Подробности события [закладки храма Христа Спасителя. - Сост.] напечатаны в изданной 1818 году книжке под заглавием "Историческое описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах". Книга эта довольно редкая». Позже, в 1902 году, она была помещена в книге Н. И. Березина (Н. Б.) «Русские книжные редкости. Опыт библиографического описания редких книг с указанием их ценности. Ч.1» с примечанием: «Редка» (№ 574). Судя по всему, описываемый экземпляр происходит из личной библиотеки императора Александра I и является подносным. Несомненная редкость.