Начало сношений Эчмиадзинского патриаршего престола с русским правительством (1901 год)
Герасим Эзов
История Армении - это переплетение мировых культур, летопись, полная жизнеописаний легендарных людей и драматических моментов. Много раз терпела Армения иноземные нашествия завоевателей, не раз казалось, что само имя Армении стёрто с лица земли. Кто только не захватывал её земли! А в XVII - начале XIX веков Армения (ханства Ериванское и Нахичеванское) была разделена между двумя государствами - султанской Турцией и шахским Ираном.
Уже в конце XVII века армянские князья просили об освобождении от турецкого и персидского ига русского царя Петра Великого. В 1722 году, предпринимая поход против Персии, Пётр I установил связи с Арменией и Грузией. Начало же отношений «всех армян» с русским правительством было положено императрицей Екатериной II во второй половине XVIII века. В 1766 году в С.-Петербург прибыло посольство от армянского католикоса - святейшего Симеона, которое милостиво было принято Петербургским двором. В дар императрице были присланы св. мощи Иоанна Крестителя, св. Девы Рипсимы, св. Георгия Победоносца и частица от Ноева Ковчега.
Оказывая покровительство армянской церкви и её патриаршему престолу в пределах России, правительство императрицы не отказывало армянам в помощи через своих представителей и в мусульманских странах. Благодаря Екатерине II, 21 апреля 1781 года архиепископ Иосиф положил основание новому городу - Нахичевани-на-Дону, который заселили вышедшие из Крыма армяне: «По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичеваня и с дачею на выгон онаго 12 тысяч десятин, повелеваем учредить магистрат и в нём производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям, выбираемыми из вас же по жребию начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованьем по штату Азовской губернии и быть под апелляцией наместнического правления». В это же время были освящены армянские церкви в Москве и северной столице.
Именно при Екатерине II Россия начала свои походы в Закавказье. Но реальная возможность освобождения появилась лишь в XIX столетии.
Религиозные преследования, переселение местного населения в Иран и продажа в рабство не раз вызывали среди армян мятежи и восстания, которые жестоко подавлялись. По городам и сёлам Армении ездили гонцы султана и шаха, разыскивая и забирая девушек и женщин в гаремы своих владык. Ими безжалостно уничтожались памятники древней культуры, разрушались или превращались в мечети армянские христианские церкви. Естественно, что успех русских войск в Закавказье заронил надежду у народа избавиться с их помощью от иранского и турецкого ига. Особенно эти надежды усилились у армян Ериванского и Нахичеванского ханств, когда там развернулись действия русской армии. Армянское население оказывало всяческую помощь русским войскам, создавало отряды добровольцев. В июне 1827 года русские войска перешли к решительным действиям и взяли Нахичевань, а в октябре - Еривань. Древний город Ереван представлял собой унылое зрелище: «Как во всех почти азиатских городах, так и здесь улицы узки, и изгибы их так кривы, что они примыкают одна к другой почти без прямых углов. Эти улицы образуются двумя рядами низеньких, безобразных стен, слепленных некоторые из несожжённого кирпича или из голыша, но чаще - просто из грязи. Весьма некрасивые стены эти изредка прерываются низенькими дверцами домов, всегда тщательно запертых. В середине главных улиц протекает ручей, из которого вода распределяется по садам боковыми водопроводами. Вода эта, подмывая дорогу и стены, образует опасные ямы, обращающиеся летом в смрадные топи; зимою водопроводы замерзают, вода выступает, наводняет улицы, и местами, образуя высокие ледники, иногда вовсе преграждает сообщение».
17 августа 1827 года произошёл бой между отрядом генерала Афанасия Красовского и войском персидского принца Аббас-Мирзы. Чтобы сорвать готовившееся наступление русской армии, Аббас-Мирза начал наступление на духовный центр Армении, древний Эчмиадзинский монастырь. Поскольку Армения часто лишалась государственности, то огромную роль в освобождении народа играл верховный религиозный глава всех армян - католикос, резиденция которого располагалась в древнем городе Эчмиадзин.
Эчмиадзин - прежнее название которого Вагаршапат - был основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. Основал его царь Вагарша, по имени которого и был назван этот политический и культурный центр государства. Со 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал столицей Великой Армении. Когда Армения первая в мире приняла христианство, в городе был основан Эчмиадзинский монастырь. Первоначально кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен из дерева уже в 303 году. В 483 году его переделали, придали крестообразную форму, увенчанную куполом, а в VII веке собор был перестроен в камне. Храм многие века достраивался. Так, в XVII веке над ним возвели новый, сохранившийся до наших дней, купол и колокольню. Внутренняя роспись собора была завершена в XVIII веке и до сих пор впечатляет византийской роскошью. При монастыре была открыта и первая армянская школа. В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзин по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря - центра Армянской апостольской церкви. В 1992 году городу вернули прежнее название, однако в обиходе до сих пор сохранились оба названия.
Вернёмся в август 1827 года. Русский гарнизон вместе с армянскими добровольцами встал на защиту монастыря. На помощь им из Арагацкого лагеря поспешила дивизия генерала Красовского. 17 августа на пути от Ошакана к Эчмиадзину произошло столкновение. Персы жестоко расправлялись с пленными - отрубали им головы, ведь за каждую им полагалось по пять золотых. Тогда служивший в персидской армии пушкарь Акоп Арутюнян в самый разгар боя повернул своё орудие и открыл огонь по персам, вызвав панику среди их войск. Генерал Красовский атаковал 30-тысячную армию противника и заставил её отступить. Ошаканская битва стала одной из самых героических страниц русско- персидской войны 1826-1828 годов, в ходе которой Восточная Армения была освобождена от персидского ига и присоединена к России. Уже через несколько месяцев после битвы было решено увековечить в камне память героев, павших под Ошаканом. Строительство мемориала из красного туфа началось в 1833 году и продолжалось целый год.
Успехи русских войск заставили шахское правительство просить мира. Мир был заключен в феврале 1828 года в селении Туркманчай, по нему к России отходили ханства Ериванское и Нахичеванское. За Россией подтверждалось исключительное право держать военные суда на Каспийском море.
Вскоре после присоединения Восточной Армении к России тысячи армян из Ирана стали переселяться в страну своих предков. Большую помощь переселенцам оказывала русская дипломатическая миссия в Иране во главе с А. С. Грибоедовым. Приведённые в ярость иранские феодалы и духовенство организовали, не без помощи английской разведки, резню в Тегеране, в ходе которой был убит русский посол и знаменитый писатель. Но попытка спровоцировать на основе этого новый военный конфликт всё же не удалась.
Присоединение Восточной Армении к России имело огромное историческое значение. Конечно, армяне не были окончательно избавлены от социального и национального угнетения. Но только благодаря присоединению к России значительная часть армян была спасена от угрозы физического истребления.
Изучению вопроса русско-армянских отношений посвятил свою жизнь и научную деятельность Герасим Артемьевич Эзов. Он окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве и служил в Министерстве народного образования. За исследование «Внутренний быт древней Армении» Г.А. Эзов получил степень магистра армяно-персидской словесности. Его статья об Эчмиадзинском престоле, напечатанная в журнале «Кавказский вестник» и изданная в Тифлисе отдельной книгой, заканчивалась замечательным напутствием последующим поколениям: «Охранять эти чувства [народа], способствовать их развитию, должно быть признано священной обязанностью каждого гражданина, желающего блага своему отечеству, в особенности для лиц, облечённых властью; недобрую услугу оказывают те, которые ослабляют эти нравственные узы и вызывают взаимное недоверие там, где для него нет исторической почвы. Знакомство с прошлым устраняет поводы к недоразумениям и питает добрые чувства взаимной симпатии и уважения».
Герасим Артемьевич Эзов (1835-1905)
Начало сношений Эчмиадзинского патриаршего престола с русским правительством: Историческое исследование по неизданным документам. (Из журнала «Кавказский вестник» 1901 г. №10, кн. XXII). Тифлис: Скоропечатня М. Мартиросянца, 1901.85с. Цельноколенкоровый переплёт эпохи (переплётная П. Яблонского) с золотым и тоновым узорным тиснением по верхней крышке, с блинтовым узорным тиснением по нижней крышке, форзацы из рифлёной бумаги, ляссе. 24,3x16,3см.