Обри Бердслей (1917 год); Обри Бердслей. Избранные рисунки (1917 год)
Алексей Сидоров
«Кривляясь и гримасничая, чередуются вереницами невероятные полулюди - полукуклы, кавалеры и куртизанки в бархате и шелках - ряженые привидения бреда, окружённые сказочными яствами и цветами. Они хохочут, шепчутся и грозят, выгибая птичьи шеи и размахивая тон кими руками, хитро скалят зубки и прихорашиваются перед зеркалом: маленькие феи, светские ведьмы с ужимками балованных маркиз, косоглазые и нежно-развратные, хищно-порочные Мессалины и обольстительные Саломеи из царства суккубов и вампиров, рахитические клоуны, похотливые гномы, отврати тельные горбуны с острыми, звериными рыльцами, старухи в пышных робронах, наводящие ужас зловещим кокетством, томные щёголи в узких туфельках и ажурных чулках, лукавые принцы и королевны, насмешливо подмигивающие друг другу под бальными масками», - так писал о героях Бердслея художественный критик и поэт Сергей Маковский.
Слава художника была скандальной. В его творчестве видели порочность, сладострастие, греховность, торжество извращённости декаданса. Добропорядочным соотечественникам Бердслея казалось, что его произведения могут поколебать моральные устои. Подчёркивая неосновательность подобного рода беспокойства, тот же Сергей Маковский отмечал: «Бердслей положительно слишком изысканный мастер и слишком безумный художник, чтобы быть опасным для «добрых нравов». Соблазны его порочности доступны очень немногим».
Собрание рисунков Бердслея, выпущенное в 1917 году московским издательством «Венок», состоит из двух книг, каждая из которых обладает внутренней самостоятельностью. Отпечатанный в количестве 900 экземпляров альбом художника с предисловием и комментариями искусствоведа и книговеда Алексея Алексеевича Сидорова может рассматриваться как приложение к монографии А.А. Сидорова «Обри Бердслей. Жизнь и творчество». Монография имеет меньший тираж - 800 экземпляров.
А.А. Сидоров позднее, уже в советское время, будет писать о А. Дюрере, Г. Гольбейне-младшем, Е.С. Кругликовой, И.Ф. Рерберге, В.Н. Яковлеве, А.Д. Гончарове. Он станет крупнейшим специалистом по истории книги и теоретиком книжного искусства. В 1917 году автору монографии о Бердслее, тогда приват доценту Император ского Московского университета, минуло 26 лет - столько же, сколько прожил художник, скончавшийся от чахотки в Ментоне в 1898 году.
Детство и отрочество в Брайтоне, неболь шом приморском городе Юго-Восточной Англии; с четырёхлетнего возраста занятия музыкой и рисованием; после окончания Брайтон ской гимназии переезд в Лондон и сотрудничество в английских периодических изданиях; поездки в Париж, Брюссель, на лечебные курорты Дьеппа, Ипсома, Ментоны; напряжён ная работа, лишь изредка прерывавшаяся болезнью (иллюстрации к «Сказаниям о короле Артуре», «Саломее» Оскара Уайльда, комедии Аристофана «Лисистрата», к поэме А. Поупа «Похищение Локона», к произведениям Мольера, Бальзака, Э. По, к повести собственного сочинения «История Венеры и Тангейзера»); незадолго до смерти переход в католичество и завещание уничтожить все экземпляры «Лисистраты» и «дурные» рисунки - в своём повествовании А.А. Сидоров часто ссы лается на известного критика Роберта Росса, хорошо знавшего Бердслея, и в то же время представляет своё видение личности художника.
Биография не случайно предшествует рисункам. Ведь, по замыслу составителя двухтомника, «мы воспринимаем Бердслея как герои ческую личность: его создания становятся ценными как выявление его индивидуальности. Входя в зачарованный им мир, мы прежде всего спрашиваем о нём самом».
Сидоров Алексей Алексеевич (1891 -1978)
Обри Бердслей. Жизнь и творчество. Исследование. Москва, «Венок», 1917. VI. 88 с, 5 л. портретов. В издательской обложке по рисунку 0. Бердслея. 30,1x23,2 см. Тираж 800 нумерованных экземпляров. Нумерация двойная: № I-L и № 1-750. Экземпляр № XLVIIL
Бердслей Обри (Beardsley Aubrey; 1872-1898)
Избранные рисунки. Предисловие и комментарии приват-доцента Императорского Московского Университета А.А. Сидорова. Москва, «Венок», 1917. XIV, 22, [2] с. с многочисленными иллюстрациями, 1 л. - портрет О.Бердслея. В издательской обложке по рисунку 0. Бердслея. 30,1x23,2 см. Тираж 900 нумерованных экземпляров. Нумерация двойная: № I-L и № 1-850. Экземпляр № XLVIIL Большая часть тиража - в обложках зелёного цвета, меньшая - в белых.