Описание празднества, бывшего по случаю взятия Измаила (1792 год)
Гавриил Державин
Измаил пал 11(22) декабря 1790 года. Казавшаяся неприступной крепость с 35-тысячным гарнизоном сдалась после ожесточённого боя, длившегося 9 часов. В тот день турки потеряли 26 тысяч человек убитыми, 9 тысяч было взято в плен. Трофеями русских стали 265 орудий, 42 судна, 345 знамён. Руководивший приступом А. В. Суворов говорил впоследствии: «Не было крепости крепче, обороны отчаянней, чем Измаил. Только раз в жизни можно пускаться на такой штурм».
Императрица Екатерина II, поздравляя командующего русской армией Г. А. Потёмкина, писала ему: «Измаильская эскалада города и крепости с корпусом в половину противу турецкого гарнизона, в оном находящегося, почитается за дело, едва ли ещё где в истории находящееся, и честь приносит неустрашимому российскому воинству».
Среди стихотворцев, откликнувшихся на славную победу русского оружия, был Г. Р. Державин, сочинивший оду «На взятие Измаила»:
Везувий пламя изрыгает,
Столп огненный во тьме стоит,
Багрово зарево зияет,
Дым чёрный клубом вверх летит;
Краснеет понт, ревёт гром ярый,
Ударам вслед звучат удары;
Дрожит земля, дождь искр течет;
Клокочут реки рдяной лавы, —
О росс! Таков твой образ славы,
Что зрел под Измаилом свет!..
Ода эта так понравилась императрице, что она приказала наградить 47-летнего поэта украшенной бриллиантами табакеркой, а при встрече милостиво ему улыбнулась и сказала: «Я не знала по сие время, что труба ваша столь же громка, как и лира приятна».
Поэтому нет ничего удивительного в том, что прибывший из действующей армии Г. А. Потёмкин, решив устроить в честь падения Измаила праздник, пригласил в качестве автора специально сочиняемых для этого торжества хоров только что обласканного Екатериной Державина.
Праздник состоялся 28 апреля 1791 года в принадлежавшем светлейшему князю Таврическом дворце. Приготовления к нему потребовали невероятных усилий. «Окончание строительства дома, оборудование парка и площади перед дворцом, рытьё каналов, внутренняя отделка помещений, подготовка спектаклей и балетных представлений были осуществлены под его непосредственным наблюдением ровно за два месяца, начиная с прибытия светлейшего в Петербург. Первоначально праздник планировалось устроить к дню рождения Екатерины 21 апреля, приходившемуся в 1791 году на Фомин понедельник, второй после Пасхи. Однако даже организационный гений Потемкина не смог вовремя преодолеть все препятствия, и торжества пришлось на неделю отложить», - пишет современный историк. Памятником этому грандиозному торжеству стало сочинённое Державиным «Описание празднества, бывшего по случаю взятия Измаила у Его Светлости Господина Генерал-Фельдмаршала и Великого Гетмана Князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического».
Много лет спустя непростую историю этого сочинения поведал сам автор. С простодушием ребёнка он рассказал о ней в своих «Записках», повествование которых ведётся как бы со стороны, в третьем лице: «Потёмкин в сие время за Державиным, так сказать, волочился, желая от него похвальных себе стихов; спрашивал через секретаря своего, В. С. Попова, чего он желает? Но, с другой стороны, молодой П. А. Зубов, фаворит императрицы, призвав его в один день к себе в кабинет, сказал ему от имени государыни, чтоб он писал для князя, что он прикажет; но отнюдь бы от него ничего не принимал и не просил, что он и без него всё иметь будет. Державин в таковых мудрёных обстоятельствах не знал, что делать и на которую сторону искренно предаться, ибо от обоих был ласкаем. В исходе Фоминой недели, то есть 28 апреля, Потёмкин дал великолепный праздник в Таврическом своём доме, где императрица со всею высочайшею фамилиею при великолепнейшем собрании присутствовала. Там были петы сочинённые Держвиным хоры, которыми быв хозяин доволен, благодарил автора и пригласил его к себе обедать, который обещал сочинить ему описание того праздника. Без сумнения, князь ожидал себе в том описании великих похвал или, лучше казать, обыкновенной от стихотворцев сильным людям лести. Вследствие чего в мае или в начале июня, как жил князь в Летнем дворце, когда Державин поутру принёс ему то описание, просил Василья Степановича доложить ему об оном, князь приказал его просить к себе в кабинет. Стихотворец вошёл, подал тетрадь, а князь, весьма учтиво поблагодаря его, просил остаться у себя обедать, приказав тогда же нарочно готовить стол. Державин пошёл в канцелярию к Попову, дожидался - не прикажет ли чего князь; где свободный имел случай и довольно времени объяснить, что мало в том описании на лицо князя похвал; но скрыл прямую тому причину, бояся неудовольствия от двора, а сказал, что как от князя он никаких ещё благодеяний личных не имел, а коротко великих его качеств не знает, то и опасался быть причтён к числу подлых и низких ласкателей. Но такое извинение мало в пользу автора послужило, ибо князь прочёл описание и увидел, что в нём отдана равная с ним честь его соперникам, то фуриею выскочил из своей спальни, приказал подать коляску и, несмотря на шедшую бурю, гром и молнию, ускакал Бог знает куды. Всё пришло в смятение, столы разобрали, и обед исчез. Державин сказал о сём Зубову и не оставил, однако, в первое воскресенье, при переезде князя в Таврический дом, засвидетельствовать ему своё почтение. Он принял его холодно, однако не сердито. Князю при дворе очень тогда было плохо. Но Державин, несмотря на то, и к Зубову, и к нему ездил».
«Описание праздника» Державин опубликовал уже после смерти светлейшего. Начиналось оно стихотворением на смерть Потёмкина: признание заслуг умершего уже не вызывало раздражения при дворе. Слог повествования пышностью своей соответствовал роскоши торжества: «Везде виден вкус и великолепие; везде торжествуют Природа и художество; везде блистает гранёный кристалл, белый мрамор и зелёный цвет, толико очам приятный. По приличности висят цветочные вязи и венцы, а по надобности лампады и фонари. Невероятной величины зеркала все сии предметы инде усугубляют, инде увеличивают, а инде удаляют и умаляют. При том сладкогла-сое пение птиц, приятное благовоние ароматов, соделывая сие жилище некоею новою поднебесностию или волшебною страною, заставляют каждого в восторге самого себя вопрошать: не се ли Эдем?»
После смерти Г. А. Потёмкина созданный им «Эдем» - Таврический дворец - был взят в казну и стал одной из любимых резиденций Екатерины II. В 1797 году его передали Конногвардейскому полку, но вскоре восстановили как одну из императорских резиденций. В 1906-1910 годах в нём размещалась Государственная дума, а в 17-м году -Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов. 5(18) января 1918 года здесь собралось Всероссийское учредительное собрание. Тогда-то и прозвучали знаменитые слова: «Караул устал!», на долгие годы похоронившие российскую демократию. В 1918 году Таврический дворец переименовали во Дворец Урицкого (в память об убитом председателе Петроградской ЧК М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х годах в нём помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет, а после Отечественной войны - Ленинградская высшая партийная школа. В настоящее время дворец, в котором Г. А. Потёмкин с невиданным размахом праздновал взятие Измаила, является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Державин Гавриил Романович (1743-1816)
Описание празднества, бывшего по случаю взятия Измаила, у Его Светлости Господина Генерал-Фельдмаршала и Великого Гетмана Князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического, в присутствии Ея Императорского Величества и Их Императорских Высочеств, в Петербурге в доме его близ Конной Гвардии, 1791 года Апреля 25 дня. В Санкт-Петербурге: С дозволения Указного печатано у И. К. Шнора, 1792. 39 с. В цельнотканевом шёлковом переплёте с золототиснёными орнаментальными рамками на крышках. Форзацы «мраморной» бумаги. 20х12,5 см. На титульном л. штемпельный оттиск с вписанным от руки номером: «№ 130». На свободном л., вплетённом перед задним форзацом, надпись простым карандашом: «Пр.<одано> 20 июня 1934 г. А. Б.». В «Редких русских книгах и летучих изданиях XVIII века» Ю. Ю. Битовта (Москва, 1905. С. 479. № 2373) издание описывается как имеющее гравированную картинку, однако в других библиографических справочниках подобные сведения отсутствуют. Несомненная редкость.