Очерки русских нравов (1843 год)
Фаддей Булгарин
Когда в 1843 году вышли в свет «Очерки русских нравов», пик литературной популярности Ф. В. Булгарина был уже позади. Его романы «Пётр Иванович Выжигин» (1831), «Мазепа» (1833-1834), «Памятные записки титулярного советника Чухина» (1835) вызывали у читателей гораздо меньше восторгов, чем нашумевшие «Иван Выжигин» (1829) и «Димитрий Самозванец» (1830; см. настоящий выпуск Библиохроники). Впрочем, некоторое охлаждение публики к его сочинениям не уменьшало деловой и творческой активности писателя. Он вместе с Н. И. Гречем продолжал издавать проправительственную газету «Северная пчела», выступал соиздателем В. П. Бурнашёва в журнале «Эконом», писал критические статьи, фельетоны, нравоописательные очерки.
К жанрам очерка и короткой повести, раскрывавшим особенности той или иной социальной группы, Булгарин обращался и прежде: например, в первую часть трёхтомного собрания его сочинений 1836 года входили «Мудрёные приключения квартального надзирателя», «Водовоз», «Домашнее дело между откупщиками». К началу 1840-х годов очерк стал одной из самых популярных литературных форм, причём поверхностного наблюдения быта и нравов дворников, шарманщиков, извозчиков, купцов, представителей дворянского сословия было уже недостаточно, требовались более основательные психологические и социальные характеристики общественных явлений, то есть анализ их «физиологии». По подсчётам литературоведа А. Г. Цейтлина, автора работы «Становление реализма в русской литературе» (1965), с 1839 по 1848 год в России было напечатано около семисот физиологических очерков. Свою лепту в бытописание российской действительности внёс и Ф. В. Булгарин.
Сборник «Очерки русских нравов» состоял из шести тетрадей большого формата, каждая из которых включала один очерк и иллюстрацию к нему. Прежде чем объединиться в книгу, тетради выходили отдельно и имели собственные даты цензурного разрешения, подписанные цензором П. А. Корсаковым: «Две противоположности» и «Извозчик-ночник» -22 декабря 1842 года, «Русская ресторация» -19 января 1843 года, «Ворожея» - 15 марта 1843 года, «Гостиный двор» - 25 марта 1843 года, «Лев и шакал» - 30 марта 1843 года. О том, под каким именно углом зрения автор рассматривал своих персонажей, свидетельствовало полное название сборника - «Очерки русских нравов, или Лицевая сторона и изнанка рода человеческого».
Среди героев «Очерков» - боярышня 1643 года, добрая, скромная, воспитанная в почтении к родителям и живущая в идеализированно-патриархальном мире, где царят крепкие семейные устои, любовь и тихие радости. Её полная противоположность - барышня 1843 года. Свободная от родительских опеки и внимания, думающая только о цвете своего лица, развлечениях и выгодном браке, она словно олицетворяет собой падение нравов нового века. Список положительных персонажей пополнял извозчик-ночник.
Несмотря на все перемены фортуны, вытеснившие его из рядов извозчичьей аристократии, он сумел сохранить доброе и благородное сердце. Именно этот очерк заканчивался крылатой фразой о том, что в каждом сословии человек может быть счастлив. В последнем очерке сборника описывались «львы» и «шакалы», то есть петербургские модники и их подражатели, столь же тесно связанные между собой, как и их тёзки в природном мире: «За львами человеческой породы следует также всегда стадо той же породы шакалов. Это мелкие чиновники, перенимающие приёмы львов и их наружность, присматриваясь к ним в канцелярии; молодые купчики, для которых отцы запасают миллионы, копируют львов на гульбищах, в театре, маскараде, концерте и в ресторации... Последние кровные пять рублей несёт шакал в ресторацию, когда там обедают львы, чтоб присмотреться, как они сидят за столом, как едят и пьют - и после повторить это в Пал-кина трактире или в Отель-дю-Нор... Как у него болит к вечеру щека и бровь от рыночной лорнетки! Но он всё терпит мужественно в Первой адмиралтейской части в надежде вознаградить себя блистательным торжеством на Песках, в Коломне, на Охте, на Выборгской или Петербургской стороне!»
Обращаясь к разным общественным сферам «от поверхности до дна», Булгарин старался изложить свои «физиологические» наблюдения, говоря его собственными словами, «приятно, в духе благонамеренности, с целью возвышенною». Установка на «благонамеренность» и «приятность» при описании как лицевой, так и изнаночной стороны «человеческого рода» не предполагала ни правдивых образов, ни смелых мыслей. Не случайно современники находили «Очерки» вялыми, бесцветными, лишёнными жизненной силы. Кроме того, читатели не могли не заметить некоторой вторичности представленных картин. Так, например, описывая распорядок дня и привычки светского «льва», автор явно вспоминал при этом первую главу пушкинского «Евгения Онегина».
Как и большинство изданий подобного рода, «Очерки» сопровождали иллюстрации - шесть рисунков, как сообщалось на титульном листе, выполненных на камне В. Тиммом и литографированных Полем. Каждый рисунок содержал монограмму литографа и характерную подпись художника - «Вася Тимм». К этому времени сын рижского бургомистра и воспитанник Петербургской Академии художеств Василий Фёдорович (Георг-Вильгельм) Тимм (1820-1895) несмотря на свою молодость успел стать одним из самых популярных русских книжных графиков. Он принимал участие во всех четырнадцати выпусках сборника «Наши, списанные с натуры русскими» (18411842), проиллюстрировал знаменитую поэму И. П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой» (1840-1844; см. второй выпуск Библиохроники), а также два очерка Ф. В. Булгарина - «Салопница» и «Корнет» - для сборника «Картинки русских нравов» (1842-1843).
В рецензии на сборник булгаринских «Очерков», помещённой «Северной пчелой» (1843, № 84), сообщалось, что о рисунках В. Ф. Тимма одобрительно отозвался сам Эмиль Жан Орас Верне, находившийся тогда в Петербурге. Известный библиофил, автор монографии «Русская карикатура. Тимм» (1911) В. А. Верещагин, напротив, находил эти работы художника неудачными. По его мнению, Тимму более удавались не листовые, а миниатюрные, «виньетные» рисунки. В оправдание иллюстратора он замечал, что в данном случае сам текст очерков «способен был убить и более пылкое воображение». Однако творческий союз художника и писателя оказался продолжительным. Впоследствии Ф. В. Булгарин будет писать тексты для «Русского Художественного Листка», издававшегося В. Ф. Тиммом в 1851-1862 годах.
Булгарин Фаддей Венедиктович (1789-1859)
Очерки русских нравов, или Лицевая сторона и изнанка рода человеческого. Сочинение Ф. Булгарина. С картинками, рисованными на камне В. Тиммом, литографированными Г.<осподином> [Карлом Иоганном] Полем. Санкт-Петербург: Печатано в типографии Эдуарда Праца, 1843. [1] л. , 98 с., 6 л. иллюстраций - литографий В.Ф. Тима. В полукожаном переплёте времени издания. На корешке золототиснёные имя автора и заглавие. Тройной «мраморный» обрез. 25x32,5 см. На переднем форзаце овальный штемпель фиолетовыми чернилами: «Эта книга из собрания Л. А. Глезера». На свободном л. переднего форзаца дарственная надпись синими чернилами: «В день премьеры «Идеального мужа» - милому Ивану Яковлевичу Гремиславскому от благодарного Виктора Станицына. 6/II 1946».
Гремиславский Иван Яковлевич (1886-1954) - театральный художник; заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). В 1910 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стажировался в Париже. С 1912 работал в 1-й студии МХТ и одновременно в МХТ. С 1913 художник МХТ. С 1926 заведующий постановочной частью МХАТа. Среди оформленных им спектаклей одна из наиболее известных работ - «Идеальный муж» О. Уайлда (постановка 1946).
Станицын Виктор Яковлевич (настоящая фамилия Гёзе) (1897-1976) - актёр театра и кино; народный артист СССР. В 1946 году на сцене МХАТа поставил «Идеального мужа» О. Уайлда (совместно с Г. Г. Конским).