«Памятная книжка» на 1876 год
Нездраворассудителен математик, ежли он хочет божескую волю
вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что
по псалтире научиться можно астрономии и химии.
Михаил Ломоносов, ПСС, Т. 1, с. 9, М., 2011
В этом году был изобретен и запатентован телефон. В Санкт-Петербурге прошла первая в России политическая демонстрация. Если же исходить из реалий международной жизни, то год, подобный этому, сегодня назвали бы «Годом славянской дружбы и солидарности». Правда, конкретные политические формы проявления этих чувств порой заставляли думать об обратном.
«Памятная книжка» в своем составе традиционна: «Месяцеслов»; «Военное ведомство», его многочисленные комитеты и управления; «Морское ведомство», «Придворный штат» (перечень персоналий и организаций последнего занимает две страницы; перечень, относящийся к Морскому ведомству, - одну), правила ношения военной формы, почтовые сведения, правила телеграфной корреспонденции, правила «на случай возвышения воды в С.-Петербурге»...
Во всем этом сложном официозе отметим одну скромную институцию, которая уже несколько лет существовала в структуре учреждений, подведомственных Главному Инженерному управлению - Гальваническая часть. Собственно, про эту Гальваническую часть в книжке сказано только то, что ее возглавляет генерал-лейтенант Афанасий Николаевич Вансович. Имя этого военного инженера сегодня редко вспоминают. Но это под его руководством электричество стали применять для подрыва мин (в том числе и подводных). При нем же, впервые в России, в военных коммуникациях начали использовать телеграф. А вот имя другого его коллеги-инженера, который тоже занимался применением электричества для коммуникации, сегодня, что называется, на слуху.
14 февраля американский электротехник Элайша Грей подал заявку в Вашингтонское бюро патентов на конструкцию телефона. Увы, за два (sic!) часа до него в то же самое патентное бюро аналогичную заявку подал и Александер Грэхем Белл.
7 марта Александер Белл получил патент на телефонный аппарат. После серии судебных разбирательств в споре за приоритет, Элайша Грей покончил с собой. Этот сюжет так и тянет назвать - «Американская трагедия». Хотя начинался он вполне в духе научно-технического и социального прогресса. А тогда, в 1876 году, события вокруг патентования телефона приняли оборот, скорее, в традициях древнегреческой трагедии. Телефон же очень скоро изменит мир кардинально. Сегодня, например, в одном Токио больше телефонных номеров, чем во всей Африке.
Впрочем, Европе в 1876 году было не до телефонных аппаратов.
В апреле на Балканах вспыхнуло очередное восстание, теперь уже в Болгарии, на что правительство султана Османской империи ответило невиданными жестокостями.
В мае Россия, Германия и Австро-Венгрия подписали Берлинский меморандум, который принуждал Турцию провести реформы для славянского населения. Франция и Италия поддержали требование трех держав, однако Англия осталась в стороне, тем самым оказав поддержку Турции. Это вдохновило Османскую империю обрушить настоящие зверства по отношению к мирным жителям в Болгарии.
О судьбах славянства не могли не думать и в России.
30 мая российский император Александр II, будучи на немецком курорте Бад-Эмс, подписал так называемый Эмский указ - об ограничении использования и преподавания украинского языка. Предыстория этого документа такова.
Сведения о деятельности украинофилов все чаще беспокоили Александра II. По его инициативе создается комиссия в составе министра внутренних дел А.Е. Тимашева, шефа жандармов А.Л. Потапова, министра народного просвещения графа Д.А. Толстого и тайного советника из Киева М.В. Юзефовича. В ходе работы комиссии был составлен указ, подписанный императором. Несмотря на то, что многие историки называют этот указ «про абсолютный запрет украинской литературы», он не запрещал издание на украинском языке исторических документов и беллетристики.
В июне Сербия и Черногория потребовали от Турции прекращения карательных операций в Боснии и Герцеговине. Турция это требование не удовлетворила, и Сербия и Черногория объявили ей войну. Российское общество активно поддержало южных славян. Создававшиеся повсеместно славянские комитеты собирали средства для закупки оружия, продовольствия, медикаментов. Офицеры просили отставку для того, чтобы поступить на службу в сербскую армию, крестьяне создавали народные дружины. Одним из таких добровольцев был генерал в отставке М.Г. Черняев, который стал главнокомандующим сербской армии.
8 июля между Россией и Австро-Венгрией было заключено секретное Рейхштадтское соглашение. Официальными документами это соглашение не фиксировалось, но обеими сторонами были составлены записи переговоров. По соглашению, две державы договорились не вступать в войну Сербии и Черногории против Турции. Австрия обещала закрыть порты Клек и Каттаро, через которые стороны получали оружие. Также Россия и Австро-Венгрия обсуждали возможные варианты будущего развития событий и в соответствии с этим договаривались о статусе государств, включенных в войну, об их вероятных территориальных приобретениях.
Не отличавшаяся хорошей боевой подготовкой, сербская армия проигрывала сражение за сражением и в октябре уже не могла противостоять туркам. С просьбой о помощи сербское правительство обратилось к России. Та в свою очередь объявила Турции ультиматум: если Турция отказывалась в течение 48 часов подписать мирный договор с Сербией и Черногорией, то 200 тысяч русских солдат окажутся на территории Османской империи.
1 ноября было заключено перемирие между Турцией и Черногорией. Тысячи, если не десятки тысяч человеческих жизней было спасено. К человеку нельзя относиться как к средству, гласит категорический императив.
Но логика социального прогресса идет дальше.
11 августа в Англии парламент запретил опыты на животных, сопряженные с пролитием крови. Для сравнения масштабов социального прогресса: в той же Англии 11 августа 1767 года в последний раз сожгли человека по приговору суда.
В декабре на площади Казанского собора в Санкт-Петербурге прошла первая в России политическая демонстрация, среди участников которой были и рабочие. В результате столкновения с полицией из 400 участников 31 был арестован. Организатором демонстрации выступила возникшая в этом году в Санкт-Петербурге «Северная революционная народническая группа», переименованная в 1878 г. в «Землю и волю» и просуществовавшая до 1879 г.
Основателями и лидерами «Земли и воли» стали М.А. Натансон, А.Д. Михаилов, Г.В. Плеханов, О.В. Аптекман. Целью организации было народное восстание, для подготовки которого землевольцы стали поселяться рядом с крестьянами (в Саратовской губернии, Донской области и т.д). Орудием борьбы, помимо пропаганды, стал террор, который, однако, не всеми участниками признавался как метод получения политических прав. В 1879 г. раскол организации стал неизбежным. «Земля и воля» распалась на «Народную волю» (Михайлов, Тихомиров, Квятковский и др.) и «Черный передел» (Плеханов, Попов, Аптекман и др.).
Не случайно, что в это время высшая политическая и государственная власть в России озаботилась поисками «духовных скреп». После кончины Николая I в 1855 г. Святейшим Синодом снова был поднят вопрос о переводе Библии на русский язык. Но, например, митрополит Филарет (Амфитеатров) в 1858 г. писал о том, что «русское наречие не может передать Священного Писания со всею той силою и верностью, каким отличается перевод славянский». Однако Александр II поддержал идею перевода, и с I860 по 1876 год, под контролем Святейшего Синода, шла работа по переводу Библии.
Дело это, конечно, важное. Однако, как показала история, значительная часть населения России очень скоро была очарована другими персонажами, идеями и книгами. Но «Памятная книжка на 1876 год» таких тонких нюансов не фиксировала.
Тексты «Памятной книжки» сопровождают гравюры, выполненные Ф.А. Брокгаузом: «Заглавная виньетка (Охотник)», «Александровский сад в С.-Петербурге», «Ремонтир», «Постоянный Литейный мост в С.-Петербурге», «Церковь во имя Св. Николая Чудотворца в С.-Петербурге», «Мост через реку Сыр-Дарью». Сверх того помещены в конце книжки пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и карта сообщений Европейской России (отсутствует).
На форзаце приклеен ярлычок с надписью чернилами «Зотовъ. 833».
Памятная книжка на 1876 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1875.[1 грав. тит. л. «Охотник»], [15 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3–125, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 129–828, [6], 5 л. ил.; 11,5х7,5.
Владельческий цельнокожаный переплет и футляр с тиснением золотом названия и орнамента по корешку и на крышках переплета.