«Памятная книжка» на 1890 год
Русский человек так заворожен и заражен своими необъятными
неоглядными степями, и дебрями, и реками, что ему не поверить, чтобы
в человеческой личности, единице заключалось мировое величие.
Иван Коневский, «Мысли и замечания. Завет русскому человеку», 1900 г.
В этом году в лондонском метро открылась первая линия на электрической тяге, а в Америке запатентовали музыкальный автомат - первый в мире Jukebox. В России начали выходить журнал «Наука и жизнь» и знаменитый «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. И в этом же году родилась женщина, чуть было кардинально не изменившая ход российской истории.
Начало года отмечено рождением человека, которому предстояло стать персонажем, несомненно, историческим. Хотя историчность эта до сих пор носит, усилиями нескольких десятилетий пропаганды, какой-то шаржированный характер.
28 марта / 10 февраля появилась на свет Фейга Хаимовна Ройтблат, больше известная как Фанни Ефимовна Каплан. Участница революционного движения в России, сначала анархистка, потом - эсерка, она 30 августа 1918 г. во дворе завода Михельсона в Москве (сейчас - Московский электромеханический завод им. Владимира Ильича) произвела несколько выстрелов во Владимира Ленина. 3 сентября 1918 г. Фанни Каплан была расстреляна без суда во дворе Кремля. И все-таки ранения Ленина оказались смертельными, хотя агония вождя пролетарской революции продлилась до 1924 года.
Между тем, ретроспективно глядя на происходившие в 1890-м году события, о которых, конечно, нет ничего в «Памятной книжке», фокус наводится на культурную, гуманитарную сферу.
В 1890 году в Америке произошло последнее серьезное столкновение армии с индейцами, не желавшими переселяться в резервации. Для этой масштабной переброски «человеческого материала» правительство задействовало железнодорожный транспорт. Кажется, именно это и возбудило наибольшее недовольство аборигенов. А чего, казалось бы, им бунтовать - жизнь-то налаживалась! Становилась, по всем внешним признакам, все более комфортной и приятной...
Скажем, 27 мая американец Луис Гласс запатентовал музыкальный автомат на основе фонографа Эдисона. Опустил пятицентовую монетку - и выбирай любую из четырех песенок. «Цивилизаторская миссия белого человека», одним словом.
Впрочем, кое-кто еще пытался вести арьергардные бои с вполне уже оформившейся экспансией техногенной цивилизации.
В этом году писатель Роберт Льюис Стивенсон переехал жить на Самоа - остров в южной части Тихого океана. Поступок радикальный. Стивенсон даже взял самоанское имя - Туситала («сказочник»). «“Передовые” жители Европы, утратившие веру и отравленные жаждой наживы - плохой образец для туземцев», - утверждал всемирно известный писатель. Поначалу «сказочник»-Стивенсон выполнял именно что цивилизаторскую функцию - был советчиком аборигенов. Но постепенно втянулся-таки в местную политику. (Эдакий аналог «прогрессорства» из научно-фантастических произведений братьев Стругацких.) Ничего не поделаешь, человек - животное политическое.
Несколько иным путем пошел русский изобретатель и журналист газеты «Московские новости» М.Н. Глубоковский. В 1890 году он основал журнал «Наука и жизнь» - «для просвещения народа и популяризации научных знаний». Еженедельник до 1900 г. выходил на 16 полосах. «Общепонятно-научный иллюстрированный журнал» - именно такую жанровую атрибуцию имело это периодическое издание, которому предстояло превратиться, - если забегать вперед, - в непотопляемый дредноут отечественной научно-популярной периодики. В 1980-е гг. тираж достигал немыслимых 3,4 млн экземпляров!
А в 1890 году настоящей культурной бомбой стало другое событие. Акционерное издательское общество «Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон» начало в Петербурге выпуск русской универсальной энциклопедии. Это словосочетание, - «Брокгауз и Ефрон» - в России стало нарицательным, обозначающим энциклопедическое многотомное издание как таковое. Точно так же как, например, Бедекер - обозначение путеводителя вообще. Из «Послесловия» редакции словаря: «Убеждение в том, что русская публика, не располагающая специальными словарями, нуждается не столько в беглом взгляде на все области знания, сколько в исчерпывающем их обозрении, привело к тому, что переводы и компиляции по предметам, сколько-нибудь выдающимся, уступили место самостоятельным статьям, часто имеющим характер монографий».
Как отмечал замечательный российский историк науки В.С. Кирсанов, сын известного русского поэта Семена Кирсанова: «создается впечатление, что если бы история с Робинзоном Крузо повторилась в наше время, то с помощью словаря Брокгауза и Ефрона и при наличии минимальных средств можно было бы воссоздать всю техническую и аграрную цивилизацию XIX в.». И в этом высказывании мало преувеличения: в подготовке этого капитального энциклопедического издания участвовало более 700 авторов. И каких авторов! Химик Дмитрий Менделеев, библиограф и историк литературы Семен Венгеров, географ Александр Воейков, философ Эрнест Радлов, историк Николай Кареев, лесовод Василий Собичевский, писатель Виталий Бианки, Николай Холодковский - биолог и переводчик Фауста; будущий вождь политической партии кадетов Павел Милюков; выдающийся механик, кораблестроитель и первый переводчик трудов Ньютона на русский язык Алексей Крылов; религиозный философ Сергей Булгаков... Главными редакторами были сначала (до 6-го полутома включительно) - юрист, ректор Петербургского университета И.Е. Андреевский, а затем - юрист и публицист К.К. Арсеньев и физик Ф.Ф. Петрушевский.
Такой монографический подход к стилю статей растянул выпуск издания на 14 лет: 41 том выходил с 1890 по 1904 (каждый том переплетался в две отдельные книжки, так что подписчики получили 82 полутома, каждый из которых содержал около 500 страниц). Еще три года заняли подготовка и публикация четырех дополнительных томов.
В этом году у П.И. Чайковского состоялось две премьеры, и обе в Мариинском театре.
31 мая / 12 июня представлен балет «Спящая красавица», созданный по сказке Шарля Перро. Либретто написали директор Императорских театров И.А. Всеволожский и балетмейстер М. Петипа, который и осуществил постановку. В 1829 г. французский композитор Фердинан Гарольд уже обращался к этому сюжету, но новая версия была признана мировым шедевром, а вальс из первого действия до сих пор входит в список самых популярных классических произведений.
7 / 19 декабря - премьера оперы «Пиковая дама». Замысел ее создания также принадлежал И.А. Всеволожскому. Он вел переговоры с несколькими композиторами, но, в конце концов, выбор пал на Чайковского, и после двух лет уговоров композитор согласился. По этому поводу Петр Ильич писал в письме к Ю.П. Шпажинской 26 января 1890 г.: «...я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т.е. сочинением. А тут, как нарочно, И.А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом. Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т.е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать».
Чайковский уехал во Флоренцию. Работа над оперой шла необычайно быстро и ранней весной 1890 г. партитура была готова. Характер пушкинской «Пиковой дамы» был значительно переработан. В либретто использованы стихотворения русских поэтов XVIII-XIX вв.: В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и Г.Р. Державина. Время действия оперы было перенесено в более раннюю эпоху, что очень понравилось композитору: «По временам мне казалось, что я живу в 18 веке, и что дальше Моцарта ничего не было».
С 11 / 23 июля по октябрь А.П. Чехов совершил путешествие на Сахалин. Антон Павлович давно вынашивал планы поехать в самый отдаленный уголок России и посмотреть, как живут люди на краю Империи. Он добирался туда почти два месяца, в основном на лошадях, в промокшей от дождя одежде. Впоследствии сам писатель считал, что эта поездка послужила причиной его болезни, от которой он, в конце концов, скончался. На Сахалине Чехов, несмотря на запрет администрации, общался с политическими заключенными, собирал материал для заметок, проводил опрос местных жителей. Писатель признавался, что эта поездка оказала огромное влияние на его творчество. Результатом путешествия стала книга «Остров Сахалин», а несколько тысяч карточек, заполненных Чеховым, использовались в переписи населения Сахалина.
10 / 22 октября в петербургском Мариинском театре давали премьеру еще одной оперы - «Князь Игорь» А.П. Бородина. Опера основана на тексте «Слова о полку Игореве» и рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев. Музыка насыщена русским музыкальным фольклором и церковными песнопениями, которые Бородин на протяжении всей жизни старательно изучал и применял. Композитор писал оперу восемнадцать лет, но смерть помешала закончить работу. Его труд завершили его друзья - Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. По одной из легенд, двадцатилетний Глазунов, обладавший феноменальной памятью, полностью восстановил увертюру, услышанную в исполнении автора. Опера имела огромный успех и встала в ряд таких шедевров русской музыки, как «Снегурочка», «Хованщина» и «Борис Годунов».
28 ноября / 10 декабря в зале Русского географического общества в Петербурге собрались 30 ученых-астрономов и объявили о создании Русского астрономического общества (РАО). Они избрали первых действительных членов и Совет общества. На собраниях заслушивались доклады по астрономии, издавался журнал, специальной премией РАО поощряло лучшие научные изыскания, устраивало экспедиции для наблюдения полного солнечного затмения в Лапландии, на реке Лена и на Новой Земле. Наиболее выдающихся ученых общество избирало в почетные члены; этого звания, к примеру, были удостоены Д.И. Менделеев и французские астрономы К. Фламмарион и П. Жансен. В советское время общество продолжило работу вплоть до 1932 г., когда РАО влилось в состав Всесоюзного астрономо-геодезического общества.
18 декабря в Лондоне открылась первая линия метро на электрической тяге. С начала постройки лондонской подземки, 10 января 1863 г., поезда двигались на паровозной тяге. На станциях и в тоннелях было трудно дышать из-за дыма. Тем не менее подземка оказалась весьма популярной, так как была самым быстрым видом городского транспорта. По примеру Лондона метро начали строить и в других странах.
Так начиналось последнее десятилетие XIX века. «Памятная книжка на 1890 год» этот хронологический рубеж никак не зафиксировала. Впрочем, сегодня само это издание вполне можно рассматривать как такой рубеж.
«Памятную книжку на 1889 год» украшают изображение памятника Пржевальскому на титульном листе и пять иллюстраций в тексте, выполненные в технике фототипии: «17-го октября 1888 г.», «Торжественный въезд невесты Вел. Князя Павла Александровича, Королевны Александры Георгиевны в С.-Петербург 3-го июня 1889 г.», «Памятник Царю-Освободителю, воздвигнутый крестьянами Царства Польского в г. Ченстохове», «Из пребывания Шаха Персидского в России. Прием почетного караула в Новогеоргиевске», «Памятник Принцу Ольденбургскому в С.-Петербурге». В конце книжки приложена раскладная двусторонняя карта железных дорог и пароходных сообщений России (хромолитография). На форзаце наклеен черно-белый экслибрис: «Aus Meinen Buchern. Otto A. Von Oettingen».
Памятная книжка на 1890 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1889. [1 тит. л., фототипия], [15 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-127, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 131-1044, [8], 6 л. ил., карта; 11,5х7,5.
Цельнотканевый (коленкор) переплет с тиснением золотом названия на верхней крышке переплета и орнамента и названия по корешку.