Пантеон российских авторов (1801 год)
«Пантеонами» древние греки и римляне называли храмы, посвященные «всем богам». «Пантеоном российских авторов» решил назвать альбом гравированных портретов российских литераторов известный московский издатель и коллекционер Платон Петрович Бекетов (1761-1836).
Двоюродный брат знаменитого баснописца ГШ. Дмитриева, дальний родственник Н.М. Карамзина, Бекетов родился в Симбирске, образование получил в частных пансионах Казани и Москвы, пятнадцатилетним вступил в военную службу, в 1798 году вышел в отставку и поселился в первопрестольной. Человек широко образованный (в 1811 году он будет избран председателем Общества истории и древностей российских), Платон Петрович поставил перед собой задачу - найти и издать возможно более полное собрание портретов выдающихся деятелей русской истории. «Пантеон российских авторов» стал первым шагом на пути к осуществлению этого замысла. СП. Виноградов в своём исследовании «Собрание портретов, издаваемых ПЛ. Бекетовым» (Москва, 1913) говорит о -Пантеоне» как об «одном из первых опытов издания по русской иконографии, задуманном в очень широких размерах». К сожалению, как это нередко случается, судьба интереснейшего начинания сложилась несчастливо. Виноградов пишет об этом: «В 1801 году Бекетов предпринял издание биографий, составленных Н.М. Карамзиным, и портретов русских писателей под заглавием «Пантеон российских авторов». Но, выпустив четыре тетради, заключавших каждая по пяти биографий с портретами и приготовив ещё десять портретов, которые остались неизданными, он по недостатку подписчиков вынужден был издание прекратить».
Так как отдельные выпуски «Пантеона» расходились плохо, было решено оставшийся тираж сплести в конволюты с общим для всех четырёх тетрадей титульным листом и фронтисписом. В качестве эпиграфа на титульном листе поместили карамзинские строки:
Душа писателей в творениях видна,
Но самый образ их бывает нам приятен.
Гравированный фронтиспис изображал аллегорическую картину с «изъяснением»: «Солнце освещает с одной стороны зимнюю сцену, а на другой быстрым действием извлекает из земли мураву и цветы: эмблема просвещения в нашем отечестве». Большую часть портретов изготовили гравёры Иван Розанов и Алексей Осипов. О достоверности изображений в предисловии говорилось: «Мы собрали что могли. Ручаемся за сходство многих, но не всех. О работе художников пусть судит публика».
Открывала «Пантеон» гравюра Н. Соколова «Боян, соловей древних лет». Примечательно пояснение, написанное к портрету Карамзиным: «За несколько лет перед сим нашлось древнее русское сочинение, названное «Песнею воинам Игоря». Знатоки наших древностей утверждают, что оно должно быть произведением XII века. Автор неизвестен, но в начале своей песни он именует другого песнопевца, Бояна, славит его дарования и называет Соловьем древних лет. Мы не знаем, когда жил Боян и что было содержанием его сладких гимнов, но желание сохранить имя и память древнейшего русского поэта заставило нас изобразить его в начале сего издания. Он слушает поющего соловья и старается подражать ему на лире».
В «Пантеон» были также включены портреты Нестора-летописца, патриарха Никона, Феофана Прокоповича, Василия Татищева, Ивана Баркова, того самого, что «прославился замысловатыми и шуточными стихотворениями, которые, хотя и никогда не были напечатаны, но редкощ неизвестны...». Завершает галерею изображение Михаила Ломоносова, «сына бедного рыбака, сделавшегося отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства».
Тетради «Пантеона» печатались в лучшей московской типографии того времени -у Семёна Иоанникиевича Селивановского (1772-1835). Селивановский начал заниматься книгоизданием ещё в 1793 году, но после указа 1796 года о запрещении частных («вольных») типографий покинул белокаменную и перебрался на юг. В 1800 году он возобновил деятельность в Москве, арендовав Сенатскую типографию, которая была также и словолитней. Шрифты и качество печати заведения Селивановского считались образцовыми по всей России.
Потерпев неудачу с выпуском «Пантеона» «на стороне», Бекетов решил взять дело в свои руки и в том же 1801 году открыл собственную типографию со словолитней. Вскоре он стал главным конкурентом Селивановского. В 1812 году, во время московского пожара, дом и типография Бекетова сгорели. Уничтожил огонь и нераспроданные конволюты «Пантеона», хранившиеся в одном из флигелей бекетовской усадьбы.
Сегодня полный комплект «Пантеона» -большая редкость и предмет вожделения многих коллекционеров. Как отмечал еще в начале XX века С.П. Виноградов, «ценя изданные Бекетовым портреты, знатоки давно дорожили ими и усиленно собирали». Представляемый в Хронике экземпляр издательского конволюта «Пантеона российских авторов» - с цельногравированным титульным листом.
Пантеон российских авторов. [Тексты Н.М. Карамзина.] Часть первая. Издание Платона Бекетова. Москва, печатано в Сенатской типографии у Селивановского, 1801.1 л. гравированный титул, 1 л. гравированный фронтиспис, [40] с, 20 л. гравюр (портреты). На обороте гравюр - издательские марки Сенатской типографии. В полукожаном переплёте начала XIX века. На корешке золототиснёное заглавие. 31x20 см.