Страх (1931 год)
Александр Афиногенов
В стихотворном фельетоне А. Архангельского и М. Пустынина, печатавшемся газетой «Вечерняя Москва» летом-осенью 1932 года, одна из глав содержала обзор текущего театрального репертуара:
Какие мощные размахи!
Как грозен театральный гром!
Афиногеновские «Страхи»,
Кругом - «Разбег», «Разлом», «Разгром»...
Для МХАТа, ТИМа, ТРАМа, ТЮЗа
«Шекспиры» не жалели рук:
Стоял во всех концах Союза
Машинок пулемётный стук.
И в театральные портфели
«Шедевры» пачками летели,
Чтобы увидеть рампы свет,
Пройдя суровый худсовет.
Перечень самых популярных спектаклей столичной сцены неслучайно открывался пьесой А. Н. Афиногенова «Страх» - в тот сезон именно она неизменно собирала полные залы, вызывая шквал эмоций у публики и лавину вопросов у критики.
Автор «Страха» родился в семье железнодорожного служащего (впоследствии ставшего писателем) и учительницы. Афиногенов с самого детства испытывал тягу к творчеству: организовал детский кукольный театр, участвовал в литературных и артистических кружках. Впоследствии эта страсть совместилась в нём с увлечением общественной работой: в 16 лет он занимался революционной пропагандой, в 18 - вступил в РКП(б).
В 1924 году Афиногенов окончил Московский институт журналистики. К тому времени он уже попробовал себя как поэт, уже увидела свет его первая пьеса «Роберт Тим». Вскоре начинающего драматурга пригласили заведовать литературной частью 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта, а ещё через несколько лет молодой энергичный партиец возглавил театральную секцию самой политизированной литературной организации того времени - Российской ассоциации пролетарских писателей. Однако, в отличие от многих других литчиновников, головокружительная карьера Афиногенова убедительно подкреплялась творческими успехами: в 1929 году его пьесу «Чудак» поставили сразу несколько ведущих театров Москвы и Ленинграда. Но по-настоящему знаменитым он стал благодаря «Страху».
Главная проблема пьесы - судьбы старой и новой интеллигенции в Советской России. Её герои - сотрудники Института физиологических стимулов. Институт занимается проблемой формирования нового человека (идея, по тем временам, весьма популярная: достаточно вспомнить изучавший природу гениальности московский Институт мозга, в котором собирали, консервировали и препарировали мозги великих усопших - от Ленина до Маяковского). В Институте идёт нешуточная борьба между профессурой старой школы и молодыми выдвиженцами - аспирантами и ассистентами, присланными в науку по партийной разнарядке. Выдвиженцы пишут с ошибками, плохо знакомы с изучаемым предметом, но их ведёт вперёд классовое чутьё. Они знают, что такое «волк в овечьей шкуре»: когда дочь одного из преподавателей Института хочет устроиться на завод, чтобы физическим трудом перековать себя из «социально чуждого» в «социально близкого», они указывают на недостаточность этих усилий. «Перерождение человека - не ремонт трактора, говорит выдвиженка, которая в конце концов и возглавит Институт. - Дворянин, стоящий у станка, ещё не пролетарий».
Местом генерального сражения сил добра и зла в Институте становится Лаборатория людского поведения. Используя собранные Лабораторией данные, глава консерваторов профессор Бобров делает доклад, в котором утверждает, что поведение большинства советских людей определяет страх. Он говорит: «Восемьдесят процентов всех обследованных живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток. Партийный работник боится обвинений в уклоне, научный работник -обвинений в идеализме, работник техники -обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху великого страха. Страх заставляет талантливых интеллигентов отрекаться от матерей, подделывать социальное происхождение, пролезать на высокие посты: ведь на высоком месте не так страшна опасность разоблачения. Страх ходит за человеком. Человек становится недоверчивым, замкнутым, недобросовестным, неряшливым и беспринципным. Никто ничего не делает без окрика, без занесения на чёрную доску, без угрозы посадить или выслать. Кролик, который увидел удава, не в состоянии двинуться с места, - его мускулы оцепенели, он покорно ждёт, пока удавные кольца сожмут и раздавят его. Мы все кролики.
Можно ли после этого работать творчески? Разумеется, нет. Уничтожьте страх, уничтожьте всё, что рождает страх, и вы увидите, какой богатой творческой жизнью расцветёт страна!»
Конечно же, заблудшему профессору дадут достойный отпор. Конечно же, выяснится, что его подтолкнули к неверным выводам и им манипулировали контрреволюционные элементы из-за границы. Конечно же, учёный раскается. Но нетрудно представить, какое впечатление производил этот монолог на людей, уже успевших почувствовать приближение Большого Террора, а вместе с ним - Большого Страха...
В Библиохронике представлено первое издание афиногеновской пьесы. Известно, что напечатанный текст значительно отличался от первых редакций, не пропущенных цензурой. Так, автору пришлось убрать слишком резкие упоминания о карательных органах, а у профессора Боброва появился достойный оппонент - старая большевичка Клара. Лишь после этого «Страх» увидел свет.
Описываемый экземпляр интересен своей историей: под эпиграфом из Р. Тагора - «Стена раскалывается надвое» - зелёными чернилами приписано: «а мы наоборот с каждой постановкой сближаемся. Аминь! А. Афиногенов -Н. Петрову. Э/м «К.Маркс». 26/VIII-31».
Дарственная надпись сделана на борту эсминца «Карл Маркс», где Афиногенов находился с 3 августа по 3 сентября 1931 года по командировке Политуправления морских сил Балтийского флота (ПУБалта) для сбора материалов к новой пьесе о Красном Флоте. Адресат надписи - Николай Васильевич Петров (1890-1964) - выпускник режиссёрского класса МХТ, ученик В. И. Немировича-Данченко. С 1910 года ставил спектакли в Александринском театре, который в 1920-м был переименован в Петроградский академический театр драмы, а Петров какое-то время спустя стал в нём директором и художественным руководителем. Смысл дарственной надписи на книге легко расшифровывается: Ленинградский театр драмы, в 1931 году первым поставивший на своей сцене «Страх», годом раньше уже ставил афиногеновского «Чудака».
Н. В. Петрову была суждена долгая жизнь в театре. Ещё до войны он перебрался в Москву, где возглавил Театр Транспорта. В 1948 году был удостоен Сталинской премии. Руководил режиссёрским и актёрским факультетами ГИТИСа. Умер на пороге своего семидесятипятилетия.
Афиногенов же едва сам не стал жертвой эпохи Большого Страха: в 1937 году он был исключён из партии и Союза советских писателей, а ареста избежал только потому, что оказался в числе восстановленных по Постановлению январского пленума ЦК ВКП(б) 1938 года «Об ошибках партийных организаций при исключении коммунистов из партии».
А. Н. Афиногенов погиб 29 октября 1941 года во время налёта немецкой авиации на Москву. Отправив семью в эвакуацию, он остался в городе, чтобы возглавить литературный отдел Совинформбюро. Ему было 37 лет.
Афиногенов Александр Николаевич (1904-1941)
Страх. Москва; Ленинград: Государственное издательство художественной литературы, 1931. 88 с. с иллюстрациями. В издательском переплёте. 20х13 см. На с. 3 под эпиграфом дарственная надпись зелёными чернилами Николаю Васильевичу Петрову (1890-1964). На верхней крышке переплёта владельческая роспись «Николай Петров» чёрными чернилами. В тексте режиссёрская разметка простым, красным и зелёным карандашами. Обложка и рисунки в тексте Николая Павловича Акимова (1901-1968), известного театрального режиссёра, начинавшего свою работу в театре как художник и в 1931 году ставшего оформителем спектакля «Страх» в постановке Ленинградского академического театра драмы. Тираж 3000 экземпляров. В книгу вложен бланк Управляющего театром Ленинградского государственного театра драмы с переписанной Н. В. Петровым вставкой к пьесе «Делец» по роману латышского писателя Павилса Розитса (1889-1937). Замечательный экземпляр, дополняющий историю бытования одной из самых популярных советских пьес 1930-х годов.