Траурный кортеж императора Александра I (1826 год)
Последний путь Александра I к месту захоронения в Петропавловском соборе растянулся на четыре месяца. Только 29 декабря 1825 года, то есть спустя 40 дней после смерти государя, траурный поезд с его телом направился из Таганрога в Петербург. Почти два месяца занял проезд по Екатеринославской, Слободско-Украинской, Курской, Орловской, Тульской, Московской, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской губерниям. 3 февраля 1826 года печальная процессия прибыла в Москву. В древней столице была сделана продолжительная остановка для устройства прощальных церемоний. 28 февраля 1826 года Николай I и члены императорской фамилии встретили гроб с телом покойного императора в Царском Селе, откуда через неделю он с должными почестями был перевезён в Петербург, в Казанский собор. В течение следующих семи дней прах государя оставался в Казанском соборе «для поклонения всех сословий народа».
Рано утром 13 марта три пушечных выстрела возвестили о начале построения войск по пути следования траурного кортежа. Маршрут от Казанского собора до Петропавловской крепости пролегал по Невскому проспекту, Большой Садовой улице, мимо Инженерного (Михайловского) замка, по Царицыну лугу, через Троицкий мост. Близлежащие дома были обтянуты чёрным сукном с вензелями покойного императора. Над всеми заборами и в Летнем саду возвышались специально построенные для народа деревянные смотровые помосты. Газета «Северная пчела» (16 марта 1826 года) отмечала, что во время погребального шествия сделалась сильная метель, будто сама природа хотела разделить вместе со всеми «горесть о невозвратной потере».
Погребальное шествие началось в 11 часов утра. Роты Преображенского, Семёновского, Конногвардейского и других полков, члены Сената, представители министерств, ведомств, военных и гражданских учебных заведений, иерархи церкви, певчие - все участники процессии располагались почти в том же порядке, который был утверждён при похоронах Павла I. Изменения, внесённые в церемониал шествия Печальной комиссией во главе с князем А. Б. Куракиным, касались, в частности, штандартов с изображением гербов российских провинций (их число увеличилось), личных наград Александра I, количественно превышавших знаки отличия его отца, и делегаций, прибывших в столицу из разных мест Российской империи. Траурным катафалком правил бессменный кучер Александра I Илья Бойков. Следом в чёрных плащах шли Николай I, великий князь Михаил Павлович, принц Оранский, принц Прусский Вильгельм, герцог Александр Вюртембергский, фельдмаршал Веллингтон, эрцгерцог Фердинанд. Далее следовала карета с императрицей Александрой Фёдоровной, вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и принцессой Марией Вюртембергской. За императорской каретой шли наиболее приближённые к августейшим особам служители и делегация крымских татар, прибывшая из Таганрога. Замыкали процессию рота лейб-гвардии Семёновского полка, эскадрон кавалергардов и конногвардейцы.
Шествие к Петропавловскому собору продолжалось около двух часов. В три часа дня пальба из всех бывших в строю артиллерийских орудий завершила церемонию погребения. События тех траурных дней запечатлелись во многих мемуарных свидетельствах. Одно из них принадлежало дочери Николая I великой княжне Ольге Николаевне. Будучи тогда трёхлетним ребёнком, она была поражена «мрачной роскошью» похоронной процессии. Наибольшее впечатление на неё произвели герольды в своих средневековых костюмах.
Спустя некоторое время после похорон императора в петербургской типографии А. Плюшара был отпечатан альбом на французском языке «Cortege funebre de feu S. M. L'Empereur Alexandere I-er» (траурный кортеж блаженной памяти Его Величества Императора Александра I). Цензурное разрешение на его издание, подписанное цензором К. Поллем, датировалось 22 апреля 1826 года. Альбом представлял собой продолговатой формы гравюры (25 разворотов) с контурными изображениями участников траурного шествия. Ссылаясь на Киселевский фонд Бахметевского архива Колумбийского университета (США), Ричард С. Уортман в своей книге «Сценарии власти» (Москва, 2002) указывает, что «последовательность групп и расположение различных чинов были изображены на свитке шириной около трёх дюймов и длиной почти в тридцать футов, который раздавали перед процессией». Так как размеры упомянутого свитка совпадают с альбомом, можно предположить, что это были одни и те же гравированные листы, только по-разному оформленные. Известно, что позднее в типографии Плюшара будет напечатано подобное издание траурного кортежа императрицы Елизаветы Алексеевны, скончавшейся 4 мая 1826 года и погребённой 14 июня того же года.
Описываемый в Библиохронике экземпляр альбома содержит приложение - сложенный в несколько раз печатный лист со списками лиц, которые во время погребального шествия несли знаки отличия и императорские регалии.
Cortege funebre de feu S. M. L'Empereur Alexandre I-er, de glorieuse memoire, Saint-Petersbourg, 13 Mars 1826. Permis d'imprimer, Charles de Poll, Censeur. De la typographie de Pluchart [Траурный кортеж блаженной памяти Его Величества Императора Александра I, Санкт-Петербург 13 марта 1826. Печатать позволяется, цензор Карл де Полль. В Типографии Плюшара - фр.]. 25 гравированных разворотов. В цельнокожаном переплёте конца XX века, имитирующем переплёты первой трети XIX века. На верхней крышке и корешке золототиснёное название издания. В нижней части корешка тиснённые золотом место и год издания. Золототиснёные подвёртки. Передняя печатная обложка сохранена. 10x29 см. На заднем форзаце штемпель библиотеки Московского биржевого комитета. К последнему л. альбома приклеен печатный л. с текстом на обеих сторонах. На одной стороне - «Liste des personnes qui portaient les orders de chevalerie» [Список лиц, которые несли иностранные знаки отличия - фр.]; на другой - «Liste des personnes qui portaitnt les orders de Russie et regaux» [Список лиц, которые несли российские знаки отличия и императорские регалии - фр.]. 25,5х50 см.