Взгляд из переплета
Лев Рубинштейн
В Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина открылась выставка "ХХ век. Мы - в обложке" из собрания Алексея и Сергея Венгеровых
Что тут сказать? Скучной выставку не назовешь - это точно. Не назовешь ее, впрочем, и художественной - даром что она развернута в Музее изобразительных искусств. Дело не в том, что малозначительна собственно художественная ценность экспонатов. Как раз нет: обложки в разное время делали и Кустодиев, и Петров-Водкин, и Родченко, и многие другие мастера. Дело в другом: слишком сильно ощущается присутствие истории, где сменяющие друг друга графические стили служат лишь ее метками. История здесь сильнее искусства. Настолько, что даже не задаешься законным вроде бы вопросом: а почему, собственно, нигде не указаны авторы обложек?
Обложки развешаны в строго хронологическом порядке - по десятилетиям. От 1900-х годов до прошлой недели. Интересно прослеживать некоторые тенденции. Предреволюционная периодика отличалась повышенной смешливостью. Сплошные сатирические издания с характерными названиями: "Жупелъ", "Спрутъ", "Оводъ", мрачноватый "Вампиръ", лапидарно-народнический "Бич".
20-е, особенно в годы НЭПа, могут показаться годами расцвета творческих инициатив. Сочетание полиграфического аскетизма с эстетической "отвязанностью" вполне соответствует нашим обиходным представлениям об этом времени. Там можно обнаружить даже женский журнал "Последние моды". Журнал про крестьянскую жизнь называется, естественно, "Лапоть". Вот авангардистский "Новый ЛЕФ". Вот навсегда связанный с именами Хармса, Введенского, Олейникова, Маршака детский "Еж". Рядом же забавно рифмующийся с "Ежом" журнал про социалистическое соревнование - мрачновато-агрессивный "Даешь".
Когда доходишь до 30-х годов и наблюдаешь за рождением и неудержимым ростом новых, металлических интонаций в заголовках и картинках обложек, стилистика которых плавно, но неуклонно - в полном соответствии с установками партии и правительства на решительную борьбу против формализма и сумбура вместо музыки - движется от конструктивизма к сталинской неоклассике, выставку все больше и больше хочется переименовать из "Мы - в обложке" в "Мы в переплете". Ощущение твердого переплета, в котором не шевельнуть ни рукой, ни ногой, усиливается к 50-м, ослабевает к 60-м, но уже не отпускает.
Любопытно наблюдать за возникновениями и бесследно-бесславными исчезновениями огромного количества изданий. Прямо дарвинизм какой-то. Кто, например, помнит о существовании журнала "В бой за технику", выходившего в середине 30-х годов? На этот вроде бы риторический вопрос сам и отвечу: я помню. Именно этот номер 37-го года, невесть откуда взявшийся в нашем доме, я помню самым отчетливым образом. Увидев на стене обложку с изображенным на ней эскизом Дворца Советов, я не мог не вздрогнуть. Возможны и такие "узнаванья миги".
Не менее любопытно отслеживать мутации журналов долгих, устойчивых, таких как "Огонек" или "Крокодил".
Как ни странно, интересно смотреть на журналы последнего десятилетия. Стремительность немыслимая. Если вы сравните между собой обложки 86-го года и 96-го, то поймете, что я имею в виду. Кстати, об изданиях последнего десятилетия. В этом разделе можно без труда обнаружить и родные "Итоги". Вот и мы стали объектом коллекционирования. Вот и мы - "в обложке".
(Ссылка на источник)