Как князь на Генеральный штаб обиделся
Книга и документ из коллекции семьи Венгеровых.
Князь Алексей Николаевич Орлов достойно представлял свою знаменитую фамилию. Будучи правнуком тех самых Орловых (кто ж не знает Ивана, Фёдора, Владимира, тем более — Григория и Алексея?), Алексей Николаевич был искренне предан своему императору и России. Родившись в семье боевого генерала и впоследствии знаменитого дипломата Николая Алексеевича Орлова в Брюсселе и пропутешествовав в своей молодости и юности почти по всем странам Европы в качестве сына посланника императора Российской империи, он получил блестящее образование и знание многих иностранных языков. Алексей Николаевич был лично знаком со многими представителями высшего европейского политического и экономического общества. Крестник великого князя Михаила Николаевича — победителя в Русско-турецкой войне и наместника императора на Кавказе, Орлов был дружен с будущим императором Николаем II, а его родной брат, Владимир Николаевич, считался одним из самых близких к Николаю II людей, был его личным шофёром и доверенным лицом во многих частных заданиях. Не удивительно, что после прохождения обучения и службы в нескольких полках Алексей Николаевич в 1894 году был прикомандирован к посольству Российской империи в Париже для особых поручений.
С этого момента и начинается наша история. Судя по всему, одним из первых поручений в 1894-1895 годах была задача исследовать ситуацию по разведению пород лошадей, к которые были в тот момент главной тягловой силой в наземных армиях всех сильнейших стран мира. Эта задача была поставлена , генералом Фёдором Александровичем фон Фельдманом, в то время — членом комитета по мобилизации войск.
Князь с удовольствием и с большим рвением принялся за выполнение поручения, и уже через год, в 1895-м, был в машинописи готов первый том. Работа не останавливалась, и в 1896 году появился машинописный вариант второго тома. Этот отчёт в оригинале назывался «Коневодство и коннозаводство во Франции». Всего князь Орлов предполагал издать три тома. Первый том, который составлял XXV страниц предисловия и 330 страниц текста, содержал 10 цветных карт, нарисованных от руки на раскладывающихся листах большого формата, и 13 листов с цветными изображениями лучших представителей пород лошадей, которых выращивали во Франции, нарисованных от руки и иллюминованных красками в точном соответствии с их природной раскраской. Все страницы были напечатаны на машинке, на многих из них находились вставки, а иногда — правки, сделанные, скорее всего, автором книги князем Алексеем Орловым. Во втором томе было 352 страницы текста с иллюстрациями.
Этот гигантский труд был направлен для оценки качества материала и рецензирования в Главный штаб военного министерства, о чём свидетельствует печать штаба на титульном листе машинописи. Но только через два года (!) появился отзыв на работу. Согласно этому сохранившемуся в книге документу, датированному августом 1898 года и подписанному подполковником Главного штаба Александром Николаевичем Кузьминым-Караваевым, проделанная Орловым работа оказалась объёмнее, чем требовалось для нужд Главного штаба армии Российской империи, и охватывала различные аспекты коннозаводства. Соответственно, и денег на публикацию труда нужно было намного больше, чем ведомство могло себе позволить (в докладной записке офицера приводятся расчёты стоимости публикации подобного издания). Хотя князь Орлов предложил цветные карты и изображения лошадей печатать за свой счёт, в связи с большими затратами подполковник рекомендовал Главному штабу Военного министерства после того, как князь представит полностью свой труд, перенаправить его в Главное управление коннозаводства для рассмотрения вопроса о дальнейшей печати.
Пока Военное министерство занималось исследованием первой и второй части труда, князь готовил третью, заключительную часть, которую, можно предположить, также собирался передать в Военное министерство. Однако подоспело заключение подполковника, и вот здесь, судя по всему, князь обиделся. Мало того что он провёл фундаментальное исследование, аналогов которому в тот момент не было даже в самой Франции, он даже был готов частично оплачивать его печать. Однако самым неприятным было понижение статуса работы. Исследование, сделанное для Военного министерства и лично для императора, — это одно, а вот для управления коневодства — это совсем другой уровень.
Будучи человеком состоятельным, князь забрал оригинал первого тома и привёз с собой во Францию. В Париже в 1900 году он за свой счёт издал эту работу на русском языке (!) уже как пятитомник. При этом он немного подправил первую фразу в предисловии, изменив её с «получив в 1894 году в ноябре месяце приказание от Главного штаба составить подробный и полный отчёт о коневодстве во Франции...» на «задавшись мыслью в 1894 году составить полный и подробный отчёт о коневодстве во Франции...». Оригинал первого тома вместе с докладной запиской подполковника был подарен князем своему крёстному — великому князю Михаилу Николаевичу, жившему в Ницце.
Печатное издание в Россию, по большому счёту, так и не попало. Его полные комплекты есть только в крупнейших библиотеках страны, в том числе и в Российской государственной библиотеке, в которой хранится и рукопись второго тома с печатями Главного штаба Российской империи. Во Франции книги на русском языке были не востребованы, и, скорее всего, издание с течением времени просто исчезло в водовороте событий. А вот оригинал первого тома, тот самый подарок великому князю с отчётом офицера Генерального штаба, дожил во Франции до наших дней, и его история и фотографии представлены читателям этой заметки.
Текст служебной записки подполковника Генерального штаба
«Письменного указания князю Орлову составить очерк коневодства и коннозаводства во Франции в делах мною не найдено.
По-видимому поручение это дано было на словах генералом Фельдманом и можно думать, что в результате этого поручения ожидалась незначительная по объёму записка о коневодстве во Франции и о порядке пополнения лошадьми французской армии.
На деле записка разрослась в три объёмистых тома с массой рисунков, планов, карт и иных приложений.
Письмом* от 23 октября 95 года, князь Орлов уведомил барона Фредерикса, что издание карт, рисунков и иных приложений он принимает на свой счёт; стоимость бумаги и печати падёт посему, в случае издания труда кн. Орлова, на суммы Главного Штаба.
По примерному подсчёту** набор и печать первых двух томов обойдётся около 600 рублей; бумага для одной тысячи экземпляров будет стоить около 300 рублей; следовательно издание только первых двух томов труда кн. Орлова потребует от Главного Штаба расхода около 1000 рублей, а всех трёх томов вероятно около 1500 рублей.
Первые два тома труда кн. Орлова, отличаясь интересам для коннозаводчика, а отчасти и общим, не имеют никакого отношения к кругу ведения Главного Штаба; последний казалось бы не может считать себя и компетентным высказать какое-либо суждение о значении и ценности этого сочинения.
Посему казалось бы справедливым предложить кн. Орлову предоставить свой труд в главное управление государственного коннозаводства для рассмотрения и напечатания, если последнее будет признано полезным.
Принимая однако во внимание, что по получении первого тома Главным Штабом не было указано составителю, что труд его далеко выходит из рамок, в пределах коих он мог бы интересовать Главный Штаб и работа была даже поощрена исходатайствованием кн. Орлову ордена, полагалось бы не затруднять князя Орлова личными хлопотами, а от имени Главного Штаба по представлению составителем 3-го тома послать всё сочинение на рассмотрение главного управления коннозаводства и ходатайствовать об его отпечатании на средства управления.
*Дело 1895 года № 2 стр. 110-111
**Сделан типографией Главного Штаба
(<неразб> набора и печати)
Подполковник Кузьмин-Караваев. 13 августа 1898 года»